Размышления с обвинительным уклоном (jim_garrison) wrote,
Размышления с обвинительным уклоном
jim_garrison

Category:

Законы реализма имени Фукидида

Сам Аллисон, конечно, ерзает туда-сюда со своей уже знаменитой "ловушкой Фукидида", то доказывая в силу политической необходимости неизбежность столкновения США и Китая, то обратное, но описал он именно закон, то есть правило, действующее вне зависимости от воли и сознания людей.

Другой закон силовой политики сформулирован в "Мелосском диалоге", когда обладающие превосходством в силе афиняне требуют подчинения от мелосцев:

"А ф и н я н е ... добивайтесь только того, что и вы и мы по здравому рассуждению одинаково считаем возможным. Ведь вам, как и нам, хорошо известно, что в человеческих взаимоотношениях право имеет смысл только тогда, когда при равенстве сил обе стороны признают общую для той и другой стороны необходимость. В противном случае более сильный требует возможного, а слабый вынужден подчиниться... мы не желаем такого господства над вами, которое было бы для вас тягостно; напротив, мы хотим вашего спасения к обоюдной выгоде.
М е л о с ц ы. Но как же рабство может быть нам столь же полезно, как вам владычество?
А ф и н я н е. Потому что вам будет выгоднее стать подвластными нам, нежели претерпеть жесточайшие бедствия...
... Ваша неприязнь вредит нам не столь сильно: ваша дружба в глазах подвластных нам будет признаком нашей слабости...
... независимые города сохраняют свободу потому лишь, что в состоянии защищаться, и мы не нападаем на них из страха. Поэтому ваше подчинение, помимо расширения нашего господства, усилит нашу безопасность...
... о богах мы предполагаем, о людях же из опыта знаем, что они по природной необходимости властвуют там, где имеют для этого силу. Этот закон не нами установлен, и не мы первыми его применили. Мы лишь его унаследовали и сохраним на все времена. Мы уверены также, что и вы (как и весь род людской), будь вы столь же сильны, как и мы, несомненно, стали бы так же действовать..."

Обратите внимание, что закон "слабый подчиняется сильному" тут действует на обе стороны. С мелосцами понятно, отказ от подчинения обернулся для них уничтожением. Однако и на афинян этот закон действует, они не свободны. Афиняне объясняют, что отказ от властвования над мелосцами вредит им - иные подвластные города, видят в неподчинении мелосцев афинянам слабость последних. А это означает, что они тоже могут попытаться добиться независимости или выбивать для себя лучшие условия. Сформулировано это так же как и законы, скажем, экономики. Да, предприниматель может продавать товары ниже себестоимости, но это значит, что он несет убытки.

Собственно, поэтому Фукидида и считают основателем школы реализма, потому речи из его "Истории" и учат представители американской военной элиты.
Tags: Аллисон, Фукидид, идеализм и реализм, социальные науки
Subscribe

  • (no subject)

    Несколько моментов по итогам идлибского кризиса: 1. Стороны пробежали до определенного уровня эскалации, а дальше уверенно его держали, не повышая.…

  • (no subject)

    Новшество Идлиба - это, конечно, массовое и, видимо, эффективное применение ударных БЛА в ходе военных действий против регулярной армии, обладающей…

  • Стратегический контекст убийства Сулеймани

    Иранские прокси, карта взята в ТК Ватфор Вот на видео люди обсуждают заявления начальника Генштаба ЦАХАЛ Авива Кохави на конференции в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments