Размышления с обвинительным уклоном (jim_garrison) wrote,
Размышления с обвинительным уклоном
jim_garrison

Category:

Законы реализма имени Фукидида

Сам Аллисон, конечно, ерзает туда-сюда со своей уже знаменитой "ловушкой Фукидида", то доказывая в силу политической необходимости неизбежность столкновения США и Китая, то обратное, но описал он именно закон, то есть правило, действующее вне зависимости от воли и сознания людей.

Другой закон силовой политики сформулирован в "Мелосском диалоге", когда обладающие превосходством в силе афиняне требуют подчинения от мелосцев:

"А ф и н я н е ... добивайтесь только того, что и вы и мы по здравому рассуждению одинаково считаем возможным. Ведь вам, как и нам, хорошо известно, что в человеческих взаимоотношениях право имеет смысл только тогда, когда при равенстве сил обе стороны признают общую для той и другой стороны необходимость. В противном случае более сильный требует возможного, а слабый вынужден подчиниться... мы не желаем такого господства над вами, которое было бы для вас тягостно; напротив, мы хотим вашего спасения к обоюдной выгоде.
М е л о с ц ы. Но как же рабство может быть нам столь же полезно, как вам владычество?
А ф и н я н е. Потому что вам будет выгоднее стать подвластными нам, нежели претерпеть жесточайшие бедствия...
... Ваша неприязнь вредит нам не столь сильно: ваша дружба в глазах подвластных нам будет признаком нашей слабости...
... независимые города сохраняют свободу потому лишь, что в состоянии защищаться, и мы не нападаем на них из страха. Поэтому ваше подчинение, помимо расширения нашего господства, усилит нашу безопасность...
... о богах мы предполагаем, о людях же из опыта знаем, что они по природной необходимости властвуют там, где имеют для этого силу. Этот закон не нами установлен, и не мы первыми его применили. Мы лишь его унаследовали и сохраним на все времена. Мы уверены также, что и вы (как и весь род людской), будь вы столь же сильны, как и мы, несомненно, стали бы так же действовать..."

Обратите внимание, что закон "слабый подчиняется сильному" тут действует на обе стороны. С мелосцами понятно, отказ от подчинения обернулся для них уничтожением. Однако и на афинян этот закон действует, они не свободны. Афиняне объясняют, что отказ от властвования над мелосцами вредит им - иные подвластные города, видят в неподчинении мелосцев афинянам слабость последних. А это означает, что они тоже могут попытаться добиться независимости или выбивать для себя лучшие условия. Сформулировано это так же как и законы, скажем, экономики. Да, предприниматель может продавать товары ниже себестоимости, но это значит, что он несет убытки.

Собственно, поэтому Фукидида и считают основателем школы реализма, потому речи из его "Истории" и учат представители американской военной элиты.
Tags: Аллисон, Фукидид, идеализм и реализм, социальные науки
Subscribe

  • (no subject)

    На 90-летие. Сам Горбачев вызывает только презрение. Вопрос в актуальных политиках и интеллектуалах, которые его восхваляют. Вот к ним, тем, кто…

  • (no subject)

    А где эту книгу Джервис Р. Почему разведка терпит неудачу: уроки революции в Иране и войны в Ираке // Пер. с англ. Т. Ованнисяна. – М.: Центр…

  • (no subject)

    А еще говорят адвокат не нужен в предрешенных процессах! Взять здесь: с восьми смертных приговоров скостил всего до трех, а с этим уже можно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments