Размышления с обвинительным уклоном (jim_garrison) wrote,
Размышления с обвинительным уклоном
jim_garrison

Categories:

Идеологическая диверсия или творческая неудача?

К тезисам.
      Как известно СССР приложил руку как к созданию Израиля, так и к его победе в первой арабо-израильской войне. По тому времени СССР имел определенные каналы коммуникации с еврейской элитой, включая, в частности, ЕАК (Еврейский антифашистский комитет). Сейчас уже не узнать, какие именно надежды советское руководство возлагало на еврейский фактор, но надежды эти рухнули. После занятия Израилем отчетливо проамериканской позиции и на фоне начинающейся холодной войны со свойственным ему изяществом Сталин начал рубить эти каналы коммуникации. Проиграв еврейский фактор в мировом масштабе, ограждали от него советских евреев.
      Затем в условиях холодной войны СССР в противостоянии Израиля и арабского мира сделал ставку на арабский мир.
      В условиях перманентных войн и конфликтов естественно требовалось идеологическое обеспечение. При этом требовалась достаточно тонкая работа: для государства революционной традиции был невозможен любой антисемитизм. Необходимо было соблюсти некоторые необходимые условия:  указать на реакционность идеологии Израиля, ее классовый характер, не затрагивая свойств народа, в духе "гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остается", а далее развивать тему в меру собственного таланта. Правила эти должны соблюдаться абсолютно вне зависимости от личного отношения авторов к евреям и государству Израиль ибо иная модель наносила существенный вред идеологии СССР.
      В 1973 году был снят советский пропагандистский фильм "Тайное и явное. Цели и деяния сионистов". Фильм вызвал серьезный, хотя в условиях СССР и "тихий", скандал и в итоге не был выпущен в прокат. Во-первых, фильм носил отчетливо антисемитский характер. Да, авторы продекларировали ценности интернационализма, но тем не менее негативные оценки прослеживались именно в отношении нации. Однако интересно даже не это. Интересно, что фильм напрямую цитирует пропагандистский же фильм Третьего Рейха "Вечный жид". Если заимствование некоторых моментов можно объяснить необходимостью или, например, случайностью (например кадры изучения Торы детьми), то некоторые кадры так не объясняются.
      Так, "Вечный жид" содержит кадры распространения сетей еврейских банковских сетей, которые паутиной опутывают мир. При этом, естественно, фамилии банкиров указываются на немецком. В "Тайном и явном..." воспроизводится ровно та же карта, те же сети (только цвет сетей заменен с ярко белого на черный), покадровое совпадает развитие сетей. Что заменено, так это фамилии банкиров переведены на русский язык. В чем надобность такого показа "капитала"? В конце концов, что ничто не изменилось за треть века, что не появились новые технические средства, чтобы на экране выразительно показать то, как "международный капитал опутал своими сетями мир"?
      Еще интереснее другая цитата. Одним из наиболее ярких и эффектных моментов "Вечного жида" является сцена кошерного забоя коровы. Зачем это нужно Геббельсу, понятно, сцена иллюстрирует тезис о нечеловеческой жестокости евреев. Что делают авторы "Тайного и явного..."? Они берут самое начало сцены (показывают хитро-улыбающегося еврея с большим ножом). а далее закадровый голос говорит, что они не будут показывать эти страшные кадры. Но это же нарушает все каноны жанра: зачем показывать просто улыбающегося человека с ножом, никакого пропагандистского эффекта тут нет.
      Версия заключается в следующем. Да, тут нет пропагандистского эффекта, зато есть другой эффект: эффект узнавания кадров из "Вечного жида". Да, основная масса зрителей ничего не заметит, но посвященные заметят все.  В этом смысле авторы фильма использовали культурный код: формально не покушаясь на советскую идеологию, солидаризовались с авторами "Вечного жида". Использование этого культурного кода это уже не антисемитизм-лайт, в конце концов антисемитизма в мировой истории было много, но далеко не каждый приводил к геноциду. В этом смысле фильм можно рассматривать как изощренную диверсию именно против идеологии СССР, ибо первыми кто посмотрели бы фильм были бы именно сионисты и, безусловно, обнаружили  заимствования, а затем развернули бы контр-компанию.
      Однако вне зависимости от умысла авторов фильма эта история показывает, что к тому времени в сфере идеологии не осталось коммунистов, способных произвести пропагандистский продукт на основании коммунистической же идеологии. Или, по крайней мере, коммунисты оказались частично замещены тайными поклонниками Третьего Рейха.
      Реакция брежневской власти: долга возня с последующим невыходом фильма при отсутствии серьезных санкций к авторам фильма, показывает, что власть лавировала среди определенных групп, не будучи в силах ликвидировать альтернативную и явно вражескую идеологию. Испытания арабо-израильским конфликтом СССР не выдержал.
Tags: игры разума, идеология, коварный план, культура
Subscribe

  • Почему Мюллер действовал именно так

    Есть масса анекдотов, в которых высмеивается "неприкасаемость" Штирлица в "Семнадцати мгновениях". В самом деле, масса улик, а шеф гестапо чего-то…

  • Э - Элита

    По употреблению слова "элита" Есть два понятия, которые обозначаются одним словом. В одном случае элита - это лучшие представители чего-то. От…

  • (no subject)

    Папа Галины Старовойтовой "Василий Степанович Старовойтов — доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии. Участник Великой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Почему Мюллер действовал именно так

    Есть масса анекдотов, в которых высмеивается "неприкасаемость" Штирлица в "Семнадцати мгновениях". В самом деле, масса улик, а шеф гестапо чего-то…

  • Э - Элита

    По употреблению слова "элита" Есть два понятия, которые обозначаются одним словом. В одном случае элита - это лучшие представители чего-то. От…

  • (no subject)

    Папа Галины Старовойтовой "Василий Степанович Старовойтов — доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии. Участник Великой…