Размышления с обвинительным уклоном (jim_garrison) wrote,
Размышления с обвинительным уклоном
jim_garrison

Categories:
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ ДЛЯ США
На 8 мая 1945 года ВМФ США были на пике могущества. 23 линкора, 28 авианосцев, 71 эскортный авианосец, 72 крейсера, 377 эсминцев, 232 подводные лодки — всего флот насчитывал 6768 кораблей на тот момент. Тем удивительнее, что — имея Холодную войну на руках — флот к 30 июня 1950 года насчитывал всего 634 корабля. Большая часть кораблей была списана или выведена из состава флота, и отправлена на консервацию, а личный состав массово увольнялся.

Существовавшая конкуренция между родами войск в США (как и в любой армии мира) была подтверждена Актом о национальной безопасности 1947 года (The National Security Act), установившим, что ВВС — отдельный род войск (но при этом авиация флота и морской пехоты принадлежат флоту). Необходимо отметить, что конкуренция может принимать как вполне здоровые формы, способствующие развитию, так и не совсем адекватные (Япония пред- и военного периода, когда Флот заказывает себе танки, а Армия строит авианосцы). В случае с США, вышло тоже довольно неадекватно.

Оборонный бюджет 47 года сократили до 15 миллиардов (сравните с 90 в 45 году, с 70 в 46 году) (взято из Message to the Congress on the State of the Union and on the Budget for 1947), что влекло планируемое сокращение числа дивизий (корпуса морской пехоты США и Армии) с 95 до 12, авиагрупп с 213 до 63 (из которых только 11 были действующими, многие существовали только на бумаге), и 1166 боевых кораблей до 343.
Большая часть сэкономленных денег направлялась на развитие и поддержку экономики США, инфляция в которой после войны уже достигала 14,4 процента. В следующие несколько лет 13 миллиардов долларов направлялись по плану Маршалла (послевоенная экономическая помощь Европе).
Поскольку было очевидно превосходство Советского Союза в обычном вооружении, у США не было возможности нанести удар или обороняться кроме как силами ВВС, используя обычное и ядерное оружие. Именно появление ядерного оружия дало сторонникам стратегических бомбардировок (как основного инструмента ведения войны силами ВВС) возможность говорить о нанесении точечных ударов по экономике врага, не требующих многократных бомбардировок обычными бомбами с трудно-прогнозируемым исходом и сомнительной точностью.
К концу 1947 года было построено 65 носителей ядерного оружия для ВВС - «Серебряных» Б-29 (Silverplate B-29). К началу 1948 года из 65 — действующими было 32 машины. Только 6 экипажей были подготовлены к миссиям по доставке ядерного оружия (из имеющегося персонала можно было подготовить еще четырнадцать экипажей в случае экстренной необходимости). Становится понятно, что планы атомных бомбардировок Советского Союза в 1948 году (BROILEER, FROLIC, CHARIOTEER, потом HALFMOON, переименованный в FLEETWOOD) несли некий оттенок иллюзорности вследствие нехватки материальной части (The myth of strategic superiority: U.S. nuclear weapons and limited conflicts, 1945-1954. Eric Morse).
Поскольку некоторая часть целей бомбардировок в Советском Союзе находилась даже вне перегоночного радиуса Б-29 (полет из точки в точку, при приземлении топливо считается равным нулю) в 5600 километров, предполагалось что это будет «билет в один конец», с потерей экипажа и самолета.
Однако в 1948 году на вооружение был принят В-36 Миротворец (Peacemaker) который превосходил В-29 по всем параметрам и должен был стать новой ударной силой ВВС США. Первоначально он создавался для доставки двадцатитонной бомбы Т-12 (атомная гигантская торпеда СССР несла обозначение Т-15 - схожее направление мысли), хотя мог нести 39600 килограмм обычной бомбовой нагрузки на малые и средние дальности. Возможность нести атомную бомбу он получит только в 1949 году.
В создании флота из бомбардировщиков В-36 Флот США увидел угрозу своему военному бюджету, в частности из-за ограничений бюджета последовала отмена строительства супер-авианосца типа «Соединенные Штаты» (United States), который мог использоваться для будущих флотских авиационных носителей ядерного оружия. Интриги добавляло то, что министр обороны Джонсон до своего назначения входил в совет директоров Конвэйр, производителя В-36, что давало возможность подозревать конфликт интересов и коррупционный сговор.
В секретном флотском меморандуме 1947 года было отмечено, что любая цель в мире находится на расстоянии не более 2800 километров от берега (1500 морских миль), и авианосная группировка может быть легко перемещена в нужное место в кризисной ситуации. Важно, что при этом не потребуется долго создающейся и дорогой инфраструктуры. Флот решил строить супер-авианосцы (термин из прессы, потому что разница в длине с предыдущим типом «Мидуэй» составляла всего 30 метров) способные нести тяжелые бомбардировщики с ядерным оружием.

В 1947 году, как отмечено, военный бюджет достиг, кажется, минимума, но на 1948 год было запланировано 11,2 миллиарда долларов (к примеру, на выплаты ветеранам — медицинские траты, обучение, увольнение из армии — запланировано 7,3 миллиарда) - Обращение к Конгрессу США, от 10 января 1947 года.
На 1949 год военный бюджет планировался 11,8 миллиарда долларов, а вот в 1950 уже — 15,9 миллиарда долларов (урезали в итоге до 14,4). Но ВВС США на программу развития бомбардировочного парка на 48-50 года попросила 29 миллиардов.

Стоит отметить, что борьба за бюджет свойственна любой крупной развитой организации, вооруженные силы США не исключение. Борьба идет за бюджет в рамках отстаивания своего существования в системе, достижения превосходства над оппонентами (неважно, внутренними или внешними), или для поддержания чести мундира - этим, к примеру, занималось и 5 Управление КГБ, завышая данные советского инакомыслия и диссидентства (https://www.kommersant.ru/doc/18086).
Последовали слушания в Конгрессе 1949 года, посвященные спорам — между флотом и авиацией. Флотские обвиняли летчиков в аморальности атомных бомбардировок, потому что хотели свой авианосец с ядерным оружием, летчики же говорили о том, что атомный воздушный блиц предлагает «быструю, легкую и безболезненную войну» (Barlow, Jeffrey G. (2001). Revolt of the Admirals: The Fight for Naval Aviation, 1945–1950. Washington, D.C.: Naval Historical Center).
Это не мешало пехотному генералу Омару Брэдли упрекать военно-морских офицеров, программу строительства супер-авианосца которых он сам одобрил в 1948 и отменил в 1949, говоря о том, что «Наши вооруженные силы одна команда — для победной игры, независимо от того, кто принес очко», а журналу «Тайм» писать о том, что «интерес Флота к морали по отношению к стратегическим бомбардировкам — что-то новенькое». Сокращения бюджета по итогам слушаний 49 года коснулись Армии и Флота США на 357 и и 376 миллионов соответственно. Весь этот эпизод получил название «Восстание адмиралов».

Но 22 июня 1950 года министр обороны Джонсон все же одобрил строительство супер-авианосца, и USS Forrestol начали строить в октябре 1955 года.
Недостаток военного бюджета и привел к тому, что после 25 июня 1950 года, когда началась Корейская война, после объявления морской блокады Кореи президентом Трумэном, министерство обороны США 6 июля 1950 года получила сверхсекретное письмо от Флота, о том что сил для осуществления блокады недостаточно, а имеющиеся корабли будут держаться вдали от русских и маньчжурских вод.
Дело в том, что блокада требовала как крупные суда, способные оставаться в море длительное время (соответственно требовались корабли снабжения), так и мелкие суда, способные обеспечить плотность этой блокады Кореи. Всего за пять лет, с 1945 по 1950 год, флот США, из силы, способной обеспечить, к примеру, одновременную проводку конвоев в Атлантике, и операций на Тихом океане (одна высадка на Окинаве в 1945 году — 318 боевых кораблей и 1139 вспомогательных судов) превратился в силу, неспособную обеспечить даже морскую блокаду страны третьего мира.
Все эти разбирательства не уменьшили конкуренцию между родами войск, но оборонный бюджет увеличился в 4 раза с 1950 по 1953 год. Тут необходимо отметить, что в период 1945-1948 годов США необходимо было сокращать вооруженные силы — потому что их содержание обходилось очень дорого, но в то же время они не переходили еще к активной фазе противостояния с СССР, которая могла бы обосновать высокие траты военных. Несмотря на отмеченное выше увеличение военного бюджета, экономика США не подверглась серьезному удару со стороны инфляции. Инфляция с 14,4 процентов в 47 году упала до 7,9 процентов в 1951, а в 1952 году до 1 процента ( Anand Toprani. 21.03.2019, Budgets and Strategy: The Enduring Legacy of the Revolt of the Admirals).
В итоге, с 1948 по 1986 год ВВС США получали 35 процентов военного бюджета, Флот — 31 процент, а Армия — 28 процентов. Мы видим, что вооруженные силы США в начале Холодной Войны начали получать материальную поддержку только после начала конфликта в Корее, когда выяснилось, что имеющихся сил и средств категорически не хватает.

https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=3427781880602579&id=100001124016632
Subscribe

  • (no subject)

    Igor Kurtukov "Как известно, отцы-основатели разрабатывая американскую конституцию главной своей задачей ставили создание эффективно…

  • Мы - парни с оружием (с)

    Upd. В США существует разрыв между текстом конституции и конституционными традициями в части президентских выборов. Насколько можно понять,…

  • (no subject)

    Произойдет ли корректировка курса на декарбонизацию и деатомизацию энергетики в Европе в связи с текущим энергетическим кризисом? Будет ли кризис…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments