Размышления с обвинительным уклоном (jim_garrison) wrote,
Размышления с обвинительным уклоном
jim_garrison

Categories:
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ ДЛЯ США
На 8 мая 1945 года ВМФ США были на пике могущества. 23 линкора, 28 авианосцев, 71 эскортный авианосец, 72 крейсера, 377 эсминцев, 232 подводные лодки — всего флот насчитывал 6768 кораблей на тот момент. Тем удивительнее, что — имея Холодную войну на руках — флот к 30 июня 1950 года насчитывал всего 634 корабля. Большая часть кораблей была списана или выведена из состава флота, и отправлена на консервацию, а личный состав массово увольнялся.

Существовавшая конкуренция между родами войск в США (как и в любой армии мира) была подтверждена Актом о национальной безопасности 1947 года (The National Security Act), установившим, что ВВС — отдельный род войск (но при этом авиация флота и морской пехоты принадлежат флоту). Необходимо отметить, что конкуренция может принимать как вполне здоровые формы, способствующие развитию, так и не совсем адекватные (Япония пред- и военного периода, когда Флот заказывает себе танки, а Армия строит авианосцы). В случае с США, вышло тоже довольно неадекватно.

Оборонный бюджет 47 года сократили до 15 миллиардов (сравните с 90 в 45 году, с 70 в 46 году) (взято из Message to the Congress on the State of the Union and on the Budget for 1947), что влекло планируемое сокращение числа дивизий (корпуса морской пехоты США и Армии) с 95 до 12, авиагрупп с 213 до 63 (из которых только 11 были действующими, многие существовали только на бумаге), и 1166 боевых кораблей до 343.
Большая часть сэкономленных денег направлялась на развитие и поддержку экономики США, инфляция в которой после войны уже достигала 14,4 процента. В следующие несколько лет 13 миллиардов долларов направлялись по плану Маршалла (послевоенная экономическая помощь Европе).
Поскольку было очевидно превосходство Советского Союза в обычном вооружении, у США не было возможности нанести удар или обороняться кроме как силами ВВС, используя обычное и ядерное оружие. Именно появление ядерного оружия дало сторонникам стратегических бомбардировок (как основного инструмента ведения войны силами ВВС) возможность говорить о нанесении точечных ударов по экономике врага, не требующих многократных бомбардировок обычными бомбами с трудно-прогнозируемым исходом и сомнительной точностью.
К концу 1947 года было построено 65 носителей ядерного оружия для ВВС - «Серебряных» Б-29 (Silverplate B-29). К началу 1948 года из 65 — действующими было 32 машины. Только 6 экипажей были подготовлены к миссиям по доставке ядерного оружия (из имеющегося персонала можно было подготовить еще четырнадцать экипажей в случае экстренной необходимости). Становится понятно, что планы атомных бомбардировок Советского Союза в 1948 году (BROILEER, FROLIC, CHARIOTEER, потом HALFMOON, переименованный в FLEETWOOD) несли некий оттенок иллюзорности вследствие нехватки материальной части (The myth of strategic superiority: U.S. nuclear weapons and limited conflicts, 1945-1954. Eric Morse).
Поскольку некоторая часть целей бомбардировок в Советском Союзе находилась даже вне перегоночного радиуса Б-29 (полет из точки в точку, при приземлении топливо считается равным нулю) в 5600 километров, предполагалось что это будет «билет в один конец», с потерей экипажа и самолета.
Однако в 1948 году на вооружение был принят В-36 Миротворец (Peacemaker) который превосходил В-29 по всем параметрам и должен был стать новой ударной силой ВВС США. Первоначально он создавался для доставки двадцатитонной бомбы Т-12 (атомная гигантская торпеда СССР несла обозначение Т-15 - схожее направление мысли), хотя мог нести 39600 килограмм обычной бомбовой нагрузки на малые и средние дальности. Возможность нести атомную бомбу он получит только в 1949 году.
В создании флота из бомбардировщиков В-36 Флот США увидел угрозу своему военному бюджету, в частности из-за ограничений бюджета последовала отмена строительства супер-авианосца типа «Соединенные Штаты» (United States), который мог использоваться для будущих флотских авиационных носителей ядерного оружия. Интриги добавляло то, что министр обороны Джонсон до своего назначения входил в совет директоров Конвэйр, производителя В-36, что давало возможность подозревать конфликт интересов и коррупционный сговор.
В секретном флотском меморандуме 1947 года было отмечено, что любая цель в мире находится на расстоянии не более 2800 километров от берега (1500 морских миль), и авианосная группировка может быть легко перемещена в нужное место в кризисной ситуации. Важно, что при этом не потребуется долго создающейся и дорогой инфраструктуры. Флот решил строить супер-авианосцы (термин из прессы, потому что разница в длине с предыдущим типом «Мидуэй» составляла всего 30 метров) способные нести тяжелые бомбардировщики с ядерным оружием.

В 1947 году, как отмечено, военный бюджет достиг, кажется, минимума, но на 1948 год было запланировано 11,2 миллиарда долларов (к примеру, на выплаты ветеранам — медицинские траты, обучение, увольнение из армии — запланировано 7,3 миллиарда) - Обращение к Конгрессу США, от 10 января 1947 года.
На 1949 год военный бюджет планировался 11,8 миллиарда долларов, а вот в 1950 уже — 15,9 миллиарда долларов (урезали в итоге до 14,4). Но ВВС США на программу развития бомбардировочного парка на 48-50 года попросила 29 миллиардов.

Стоит отметить, что борьба за бюджет свойственна любой крупной развитой организации, вооруженные силы США не исключение. Борьба идет за бюджет в рамках отстаивания своего существования в системе, достижения превосходства над оппонентами (неважно, внутренними или внешними), или для поддержания чести мундира - этим, к примеру, занималось и 5 Управление КГБ, завышая данные советского инакомыслия и диссидентства (https://www.kommersant.ru/doc/18086).
Последовали слушания в Конгрессе 1949 года, посвященные спорам — между флотом и авиацией. Флотские обвиняли летчиков в аморальности атомных бомбардировок, потому что хотели свой авианосец с ядерным оружием, летчики же говорили о том, что атомный воздушный блиц предлагает «быструю, легкую и безболезненную войну» (Barlow, Jeffrey G. (2001). Revolt of the Admirals: The Fight for Naval Aviation, 1945–1950. Washington, D.C.: Naval Historical Center).
Это не мешало пехотному генералу Омару Брэдли упрекать военно-морских офицеров, программу строительства супер-авианосца которых он сам одобрил в 1948 и отменил в 1949, говоря о том, что «Наши вооруженные силы одна команда — для победной игры, независимо от того, кто принес очко», а журналу «Тайм» писать о том, что «интерес Флота к морали по отношению к стратегическим бомбардировкам — что-то новенькое». Сокращения бюджета по итогам слушаний 49 года коснулись Армии и Флота США на 357 и и 376 миллионов соответственно. Весь этот эпизод получил название «Восстание адмиралов».

Но 22 июня 1950 года министр обороны Джонсон все же одобрил строительство супер-авианосца, и USS Forrestol начали строить в октябре 1955 года.
Недостаток военного бюджета и привел к тому, что после 25 июня 1950 года, когда началась Корейская война, после объявления морской блокады Кореи президентом Трумэном, министерство обороны США 6 июля 1950 года получила сверхсекретное письмо от Флота, о том что сил для осуществления блокады недостаточно, а имеющиеся корабли будут держаться вдали от русских и маньчжурских вод.
Дело в том, что блокада требовала как крупные суда, способные оставаться в море длительное время (соответственно требовались корабли снабжения), так и мелкие суда, способные обеспечить плотность этой блокады Кореи. Всего за пять лет, с 1945 по 1950 год, флот США, из силы, способной обеспечить, к примеру, одновременную проводку конвоев в Атлантике, и операций на Тихом океане (одна высадка на Окинаве в 1945 году — 318 боевых кораблей и 1139 вспомогательных судов) превратился в силу, неспособную обеспечить даже морскую блокаду страны третьего мира.
Все эти разбирательства не уменьшили конкуренцию между родами войск, но оборонный бюджет увеличился в 4 раза с 1950 по 1953 год. Тут необходимо отметить, что в период 1945-1948 годов США необходимо было сокращать вооруженные силы — потому что их содержание обходилось очень дорого, но в то же время они не переходили еще к активной фазе противостояния с СССР, которая могла бы обосновать высокие траты военных. Несмотря на отмеченное выше увеличение военного бюджета, экономика США не подверглась серьезному удару со стороны инфляции. Инфляция с 14,4 процентов в 47 году упала до 7,9 процентов в 1951, а в 1952 году до 1 процента ( Anand Toprani. 21.03.2019, Budgets and Strategy: The Enduring Legacy of the Revolt of the Admirals).
В итоге, с 1948 по 1986 год ВВС США получали 35 процентов военного бюджета, Флот — 31 процент, а Армия — 28 процентов. Мы видим, что вооруженные силы США в начале Холодной Войны начали получать материальную поддержку только после начала конфликта в Корее, когда выяснилось, что имеющихся сил и средств категорически не хватает.

https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=3427781880602579&id=100001124016632
Subscribe

  • (no subject)

    Василий Кашин. Почему раздутый оборонный бюджет не помог саудовской армии стать эффективной…

  • (no subject)

    David Ignatius.Jamal Khashoggi’s long road to the doors of the Saudi Consulate…

  • (no subject)

    Все-таки любопытно наблюдать как американские политиканы (и информационно-пропагандистское обеспечение, естественно) кроют друг-друга за поддержку…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments