Размышления с обвинительным уклоном (jim_garrison) wrote,
Размышления с обвинительным уклоном
jim_garrison

Category:

Все суть приоритеты

... отношение Бронетанкового управления к импортируемым машинам ожидает быть лучшим. Ответственные работники БТ и MB KA не могут определенно сказать, какие машины им требуются, какие машины завоевали признание и каких машин больше не следует завозить... Мы завезли более 2000 бронетранспортеров МК-1 и около 3000 бронемашин М3А1. Эти машины усиленно воюют в бронетанковых частях КА. В течение 2,5 лет мы пытались получить какие-либо отзывы от Бронетанкового управления об этих машинах, но определенного ответа получить не могли.
В одно время они им нужны, в другой момент не нужны, в одно время они хороши, в другое - о них никто ничего не знает. Если они не завозятся, ГБТУ спрашивает, когда и сколько их поступит, они им срочно понадобились, если они завозятся - они кричат - зачем вы их нам поставляете. При таком отношении ГБТУ к машинам, нам пришлось от них отказаться.

Инженерное управление Народного комиссариата внешней торговли


Про что именно эта история с ленд-лизовскими бронетранспортерами?

Во-первых, нужно сказать, что упрек слишком общ. Целый ряд ленд-лизовских машин Бронетанковое управление оценивало очень высоко и настаивало на закупках. Например, это танки "Шерман" и "Валентайн", которые были названы вообще безупречными, затем очень высоко оценивались зенитные самоходные установки М15/17.

Не то, как видим, с бронетранспортерами.

Начать с того, что упомянутые Мк-1 (Universal Carrier), и М3 Scout Car M3 не являлись полноценными бронетранспортёрами, сравнимыми с немецкими Sd.Kfz. 251 "ганомаг". Первые легкие, а вторые колесные, в отличие от тяжелых полугусеничных "ганомагов".

Но дело даже не в качестве машин, а в принципиальном отличии в их использовании. Эти бронемашины в механизированных войсках Красной Армии использовались в разведывательных частях и подразделениях, то есть в принципе как вспомогательная техника. Пехота танковых и механизированных бригад советских танковых и механизированных корпусов на бронетранспортерах не ездила.

А возможность-то такая в определенный момент появилась, ибо в связи с ленд-лизом перед советскими танковыми войсками открылся американский супермаркет, свободный от советских ресурсных ограничений.

Американцы массово и много больше немцев выпускали тяжелые полугусеничные бронетранспортеры.

Вот тяжелый полугусеничный бронетранспортер М3 (Half-Track Personnel Carrier M3). В СССР по ленд-лизу поставлялись машины на базе этого М3: 650 ПТ-САУ СУ-57 и 1100 зенитных самоходных установок М15/17. Первые не очень понравились, вторые произвели очень хорошее впечатление. То есть машина была известна очень хорошо, но именно как бронетранспортёры эти М3 не заказывались.

В качестве артиллерийского тягача заказывались и получались полугусеничные бронетранспортеры М2 (Half-Track Car M2), схожие с М3, их было получено около тысячи единиц, они шли как "броневездеходы". В незначительных количествах они использовались и как бронетранспортёры в разведывательных частях.

Итак, тяжелые бронетранспортеры, которые использовались союзниками десятками тысяч, советских генералов не заинтересовали. В отличие от тех же танков.

Танки "Шерман" М4А2 Красная Армия получила по ленд-лизу 5375 штук, их средняя цена $69 219. Цена Half-Track Personnel Carrier M3 вряд ли превышала $6,8 тысяч, столько стоила ПТ-САУ СУ-57 на его базе. Один "Шерман" - это десять М3 по цене и три с половиной по массе. Если бы оснащение пехоты танковых соединений бронетранспортерами занимало значимое место в иерархии приоритетов Бронетанкового управления, то, например, ценой отказа от пары тысяч "Шерманов" можно было бы насытить танковые армии значительным числом мотострелковых батальонов на бронетранспортерах.

Однако такого приоритета не было вообще, мотопехота передвигались на грузовиках или вообще пешком.
Tags: вооружение
Subscribe

  • (no subject)

    Хороший снимок "в моменте". В послевоенном СССР обновление танкового парка в списке приоритетов находилось где-то в низу, что видно и по факту, и…

  • (no subject)

    Агитка и агитка, местами небесталанная, делов-то. Плохо, что прекрасной Любови Аксеновой играть там нечего. Дельфин: Раз два найдем тебя Три…

  • (no subject)

    Константин Сонин. ЛЕВЫЙ МАРШ БАЙДЕНА Президент Байден, по манере, сильно отличается от того Байдена, который тридцать пять лет пробыл сенатором. Тот…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • (no subject)

    Хороший снимок "в моменте". В послевоенном СССР обновление танкового парка в списке приоритетов находилось где-то в низу, что видно и по факту, и…

  • (no subject)

    Агитка и агитка, местами небесталанная, делов-то. Плохо, что прекрасной Любови Аксеновой играть там нечего. Дельфин: Раз два найдем тебя Три…

  • (no subject)

    Константин Сонин. ЛЕВЫЙ МАРШ БАЙДЕНА Президент Байден, по манере, сильно отличается от того Байдена, который тридцать пять лет пробыл сенатором. Тот…