Размышления с обвинительным уклоном (jim_garrison) wrote,
Размышления с обвинительным уклоном
jim_garrison

Category:

О замысле "Белого Ферзя" Стругацких

Я буду кутить. Весело, добродушно, со всякими безобидными выходками. Приготовьте посуду, тарелки, я буду все это бить. Уберите хлеб из овина. Я подожгу овин.
Значение АБС для нашего общества, отдельно влияние на "реформаторов" доказывать бессмысленно, презимируем и ту, и ту величину, как огромную.

Начнем с конца. Последнее, если верить БНС, большое планируемое братьями произведение – "Белый Ферзь", о мире Саракша. Произведение, задуманное и продуманное, но не написанное.

О замысле "Белого Ферзя" БНС пишет, что авторам "… нравился (казался оригинальным и нетривиальным) мир Островной Империи, построенный с безжалостной рациональностью Демиурга, отчаявшегося искоренить зло. В три круга, грубо говоря, укладывался этот мир".

Доказывать, что это конструкция по происхождению гностическая – ломиться в открытую дверь.
Контекст задается отсылкой к Демиургу и неискоренимому злу. Гностицизм оперирует делением людей на три непересекающиеся категории в зависимости от соотношения в них «духа» и «материи», зло материя, добро – дух. То же здесь и у АБС:

"Внешний круг был клоакой, стоком, адом этого мира - все подонки общества стекались туда, вся пьянь, рвань, дрянь, все садисты и прирожденные убийцы, насильники, агрессивные хамы, извращенцы, зверье, нравственные уроды - гной, шлаки, фекалии социума. Тут было ИХ царствие, тут не знали наказаний, тут жили по законам силы, подлости и ненависти. Этим кругом Империя ощетинивалась против всей прочей ойкумены, держала оборону и наносила удары.
Средний круг населялся людьми обыкновенными, ни в чем не чрезмерными, такими же как мы с вами - чуть похуже, чуть получше, еще далеко не ангелами, но уже и не бесами.
А в центре царил Мир Справедливости. "Полдень, XXII век". Теплый, приветливый, безопасный мир духа, творчества и свободы, населенный исключительно людьми талантливыми, славными, дружелюбными, свято следующими всем заповедям самой высокой нравственности".

Мы видим полное соответствие гностическим построениям. Однако авторы еще чуть-чуть приоткрывают замысел.
"Каждый рожденный в Империи неизбежно оказывался в "своем" круге, общество деликатно (а если надо - и грубо) вытесняло его туда, где ему было место - в соответствии с талантами его, темпераментом и нравственной потенцией. Это вытеснение происходило и автоматически, и с помощью соответствующего социального механизма (чего-то вроде полиции нравов). Это был мир, где торжествовал принцип "каждому - свое" в самом широком его толковании. Ад, Чистилище и Рай. Классика".

В порядке некоторого уточнения. Может ли считаться нравственным, "свято следующими всем заповедям самой высокой нравственности", человек, принимающий как неизбежную ситуацию контролируемого "Ада", которым Островная Империя взаимодействует с другими государствами Саракша? С точки зрения разведчика-коммунара Каммерера – нет, он и испытывает культурный шок. А вот с точки зрения морали центрального круга Островной Империи – да.

Далее. Фраза "каждому свое" для общества жесткой иерархии традиционно ассоциируется с jedem das seine. Был, впрочем, и более современный для АБС вариант - suum cuique tribuere от Юлиуса Эволы. Особенно интересно то, что второй вариант представлял собой работу над ошибками первого. В итоге, например, ушла опора на нацию и, что характерно, ее мы не видим и в Островной Империи; критерий отнесения к какому-либо кругу – личные качества, форма, по Эволе.

Итак, ближе к концу совместного творчества АБС увлекались конструированием общества на гностических и, скажем так, традиционалистских основаниях.

Собственно, возникают вопросы.

Первый. Каково личное отношение АБС к указанным идеологиям, включая давний вопрос о различиях во взглядах братьев?

Второй. Какие из этого отношения следуют выводы?
Tags: АБС, гностицизм
Subscribe

  • (no subject)

    На 90-летие. Сам Горбачев вызывает только презрение. Вопрос в актуальных политиках и интеллектуалах, которые его восхваляют. Вот к ним, тем, кто…

  • (no subject)

    А где эту книгу Джервис Р. Почему разведка терпит неудачу: уроки революции в Иране и войны в Ираке // Пер. с англ. Т. Ованнисяна. – М.: Центр…

  • (no subject)

    А еще говорят адвокат не нужен в предрешенных процессах! Взять здесь: с восьми смертных приговоров скостил всего до трех, а с этим уже можно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments