Размышления с обвинительным уклоном (jim_garrison) wrote,
Размышления с обвинительным уклоном
jim_garrison

Category:

О замысле "Белого Ферзя" Стругацких

Я буду кутить. Весело, добродушно, со всякими безобидными выходками. Приготовьте посуду, тарелки, я буду все это бить. Уберите хлеб из овина. Я подожгу овин.
Значение АБС для нашего общества, отдельно влияние на "реформаторов" доказывать бессмысленно, презимируем и ту, и ту величину, как огромную.

Начнем с конца. Последнее, если верить БНС, большое планируемое братьями произведение – "Белый Ферзь", о мире Саракша. Произведение, задуманное и продуманное, но не написанное.

О замысле "Белого Ферзя" БНС пишет, что авторам "… нравился (казался оригинальным и нетривиальным) мир Островной Империи, построенный с безжалостной рациональностью Демиурга, отчаявшегося искоренить зло. В три круга, грубо говоря, укладывался этот мир".

Доказывать, что это конструкция по происхождению гностическая – ломиться в открытую дверь.
Контекст задается отсылкой к Демиургу и неискоренимому злу. Гностицизм оперирует делением людей на три непересекающиеся категории в зависимости от соотношения в них «духа» и «материи», зло материя, добро – дух. То же здесь и у АБС:

"Внешний круг был клоакой, стоком, адом этого мира - все подонки общества стекались туда, вся пьянь, рвань, дрянь, все садисты и прирожденные убийцы, насильники, агрессивные хамы, извращенцы, зверье, нравственные уроды - гной, шлаки, фекалии социума. Тут было ИХ царствие, тут не знали наказаний, тут жили по законам силы, подлости и ненависти. Этим кругом Империя ощетинивалась против всей прочей ойкумены, держала оборону и наносила удары.
Средний круг населялся людьми обыкновенными, ни в чем не чрезмерными, такими же как мы с вами - чуть похуже, чуть получше, еще далеко не ангелами, но уже и не бесами.
А в центре царил Мир Справедливости. "Полдень, XXII век". Теплый, приветливый, безопасный мир духа, творчества и свободы, населенный исключительно людьми талантливыми, славными, дружелюбными, свято следующими всем заповедям самой высокой нравственности".

Мы видим полное соответствие гностическим построениям. Однако авторы еще чуть-чуть приоткрывают замысел.
"Каждый рожденный в Империи неизбежно оказывался в "своем" круге, общество деликатно (а если надо - и грубо) вытесняло его туда, где ему было место - в соответствии с талантами его, темпераментом и нравственной потенцией. Это вытеснение происходило и автоматически, и с помощью соответствующего социального механизма (чего-то вроде полиции нравов). Это был мир, где торжествовал принцип "каждому - свое" в самом широком его толковании. Ад, Чистилище и Рай. Классика".

В порядке некоторого уточнения. Может ли считаться нравственным, "свято следующими всем заповедям самой высокой нравственности", человек, принимающий как неизбежную ситуацию контролируемого "Ада", которым Островная Империя взаимодействует с другими государствами Саракша? С точки зрения разведчика-коммунара Каммерера – нет, он и испытывает культурный шок. А вот с точки зрения морали центрального круга Островной Империи – да.

Далее. Фраза "каждому свое" для общества жесткой иерархии традиционно ассоциируется с jedem das seine. Был, впрочем, и более современный для АБС вариант - suum cuique tribuere от Юлиуса Эволы. Особенно интересно то, что второй вариант представлял собой работу над ошибками первого. В итоге, например, ушла опора на нацию и, что характерно, ее мы не видим и в Островной Империи; критерий отнесения к какому-либо кругу – личные качества, форма, по Эволе.

Итак, ближе к концу совместного творчества АБС увлекались конструированием общества на гностических и, скажем так, традиционалистских основаниях.

Собственно, возникают вопросы.

Первый. Каково личное отношение АБС к указанным идеологиям, включая давний вопрос о различиях во взглядах братьев?

Второй. Какие из этого отношения следуют выводы?
Tags: АБС, гностицизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments