Размышления с обвинительным уклоном (jim_garrison) wrote,
Размышления с обвинительным уклоном
jim_garrison

Categories:
Система мер по подготовке стабилизации экономики России



Консолидация бюджетов РСФСР и СССР
В настоящее время около половины расходов союзного бюджета осу­ществляется за счет различных форм денежной эмиссии. Вопрос о финанси­ровании наиболее существенной части союзных расходов (оборона) в дого­воре об экономическом сообществе обойден. Россия заинтересована в том, чтобы другие республики взяли на себя хотя бы часть финансового бреме­ни, связанного с финансированием союзных вооруженных сил, но шансы на то, что такие договоренности удастся обеспечить, и что они будут соблю­даться, невелики. При любых обстоятельствах Россия не может снять с себя ответственность за финансирование существенной части расходов, покрываемых в настоящее время из союзного бюджета, в том числе оборон­ных, хотя бы в масштабах, необходимых для упорядоченной демилитариза­ции экономики.

В условиях единой рублевой зоны распределение дефицитов бюджетов между РСФСР и СССР имеет чисто политическое значение, на масштабы инф­ляции не влияет.

Даже полная ликвидация дефицита бюджета РСФСР, не учитывающая союзную составляющую, почти ничего не дает для обеспечения эффектив­ного контроля совокупного спроса. Отсюда необходимость срочной орг­анизации работы по подготовке консолидированного бюджета РСФСР, включающего часть расходов союзного бюджета, которую России придется взять на себя.

В организационном плане это потребует интеграции существующих структур Министерства финансов СССР и РСФСР. В настоящее время, ког­да финансовые трансферты из других союзных республик крайне незначи­тельны, разделение этих органов стало явно искусственным. Если и когда республики договорятся о согласованной схеме финансирования деятельности экономического сообщества и военно-политического союза, эти структуры смогут создать свои собственные финансовые службы.

Налоговая реформа
Неизбежное принятие Россией на себя части бюджетных расходов, которая в настоящее время покрывается из эмиссионных источников, делает проблему дефицита консолидированного бюджета РСФСР особенно острой. При сохранении сложившихся тенденций динамики налога с обо­рота и дотаций, дефицит в следующем году превысит 20% ВНП. Существую­щая структура налогов к условиям начавшейся высокой открытой инфля­ции не приспособлена. Сокращение доли доходов государства в ВНП при ускорении роста цен (эффект Танзи) с 1991 года оказывает определяю­щее влияние на макроэкономическую ситуацию. Отсюда необходимость срочной налоговой реформы, позволяющей перестроить налоговую систему в соответствии с принципами, применяемыми в современных рыночных экономиках, и адаптировать ее к условиям открытой инфляции. Реформа должна обеспечить темпы роста доходов бюджета больше / равное темпам роста цен.

Стержень перестройки налоговой системы – замена налога с оборота и налога с продаж налогом на добавленную стоимость и системой акци­зов. В качестве основы можно использовать соответствующие разделы документов, подготовленных ВС РСФСР, а также проработки союзного Минфина. Вместе с тем, учитывая неизбежное резкое снижение реального объема поступлений по ряду налоговых статей при ускорении роста цен, придется существенно повысить налоговые ставки по сравнению с предлагаемыми. Параллельно придется пересмотреть непропорционально раз­росшуюся систему налоговых льгот, отменив их подавляющую часть (за исключением льгот по подоходному налогу с населения). На основе анализа перспектив консолидированного бюджета РСФСР могут быть определены возможности общего снижения (отмены) налогов на прибыль, из­менения отчислений на социальное страхование и повышения необлагае­мого минимума доходов населения.

Цены и социальные компенсации
Опережающий рост оптовых цен по сравнению с розничными последние месяцы (август 1991 год к августу 1990 года: оптовые – 254%, рознич­ные – 199,5 %) – важнейший фактор нарастающего развала денежной системы. Введение налога на добавленную стоимость неотделимо от размораживания цен, по меньшей мере позволяющего привязать динамику розничных цен к изменению оптовых.

Параллельно необходимо ликвидиро­вать подавляющую часть субсидий и дотаций, не имеющих в настоящее время какого-либо социально-экономического смысла.

Размораживание цен непосредственно не затронет уровень реальных доходов населения (он определяется поставками потребительских товаров на рынок), но существенно изменит соотношение цен и номинальных доходов. Учитывая неизбежную в ближайшие месяцы неопределенность в вопросе о будущем рубля, колебания спроса на деньги, надежда стаби­лизировать цены сразу после их размораживания при любой бюджетной политике была бы нереалистичной. Отсюда неминуем компенсирующий рост денежных доходов населения.

Низкий уровень долларизации экономики, слабая зависимость внут­ренних цен от валютного курса, неприспособленность всех экономичес­ких институтов к условиям высокой открытой инфляции будут сдерживать темпы ее разгона. Принципиальная задача на этапе между либерализаци­ей цен и финансовой стабилизацией – не допустить появления мощной инфляционной инерции, максимально ограничить масштабы индексации. От­сюда принципиальная значимость внесения коррективов и по меньшей мере отсрочки принятия подготовленного закона об индексации (в современном виде он способен развалить финансовую систему не только России, но и Японии). Общий подход здесь диктуется логикой экономической ситуации: четкая увязка схемы индексации за счет бюджета с его реальными дохода­ми, ориентация в первую очередь на сохранение реального уровня выплат из системы социального обеспечения и постепенное подтягивание фиксиро­ванных доходов к доходам в рыночном секторе экономики.

В настоящее время расходы бюджета на социальные нужды нейтральны по отношению к складывающейся дефференциации денежных доходов населе­ния. Существенного перераспределения в пользу низкодоходных групп они не обеспечивают. Их перестройка, свертывание универсальных, безадрес­ных программ (дотаций), перераспределение финансовых ресурсов на под­держку наиболее нуждающихся - предпосылка сохранения хотя бы минималь­ного уровня политической стабильности в условиях размораживания цен.

Сложность ситуации состоит в том, что две трети населения России живет ниже черты бедности (прожиточного минимума, расчитанного на ос­нове достаточно умеренных критериев) . Требования профсоюзов и популист­ских лидеров довести уровень всех минимальных выплат (заработанной платы, пенсий и др.) до прожиточного минимума не реализуемо даже тео­ретически.

Основное внимание в этих условиях должно быть сосредоточено на создании условий для выживания беднейших групп населения. Эффективными здесь могут оказаться формы прямой (натуральной) поддержки этих групп, механизмы прямого доступа к потребительским рынкам (продовольственные купоны) и строго целевое дотирование основных видов расходов малоиму­щих (транспорт, жилье). Необходимо направить на эти цели и подавляющую часть иностранной продовольственной помощи, увязав ее с системой про­довольственных купонов. Учитывая уровень коррупции в отечественных товаропроводящих структурах, целесообразно привлечь западные организации к непосредственному управлению программами продовольственной помощи, совместив ее начало по времени с либерализацией цен.

Наиболее существенные организационные проблемы, связанные с раз­мораживанием розничных цен: подготовка закона (указа) о порядке приме­нения свободных цен (за основу можно взять польский вариант 1990 года, адаптировав его к отечественным условиям); снятие барьеров на пути ры­ночного ценообразования, формируемых бюрократическими структурами го­сударственной торговли; определение набора продуктов и услуг, на ко­торые придется сохранить государственные цены (связь, железнодорожный и авиационный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, нефть и нефтепродукты), а также масштабы повышения этих цен.

Необходимое условие проведения политики социальной защиты – выяв­ление наиболее уязвимых групп населения и подготовка программы соци­ального мониторинга уровня жизни этих групп.

Открытие экономики и реформа регулирования внешнеэкономической деятельности
Система лицензирования экспортно-импортных операций в России (как это часто бывает в развивающихся странах) быстро становится одним из важнейших очагов коррупции. Экономических причин, обуславливающих це­лесообразность ее сохранения, не существует. Необходимо оперативно подготовить отмену лицензирования экспорта (за исключением экспорта вооружений), заменив ее системой таможенных сборов на вывоз сырья и энергоносителей, выплачиваемых в конвертируемой валюте. Постепенное снижение этих налогов, сближение внутренних цен на сырье и энергоноси­телей с ценами мирового рынка, позволит отечественной обрабатывающей промышленности адаптироваться к принципиально иным ценовым пропорциям.

При экспорте сырья и энергоносителей бывшей союзной республики им можно предоставлять налоговые льготы (замена платежей в СКВ оплатой в рублях, снижение ставок, освобождение от налогов) на основе специаль­ных соглашений, учитывающих интересы РСФСР (соглашения о взаимных пос­тавках, отсутствие ограничений и запретов на поставки в Россию хлопка, мяса, зерна, растительного масла, сахара, жмыхов, шпрот и т.д.).

Снижение и унификация налогов на импорт, позволяющие выровнять условия налогооблажения отечественных и импортных товаров, также целесо­образно увязать по срокам с размораживанием цен.

Снятие административных ограничений на пути к внешнеторговой дея­тельности, легализация валютного рынка и последовательное увеличение доли валюты, реализуемой через рыночные каналы, ступенчатая (помесяч­ная) девальвация коммерческого курса рубля должны подготовить основу обеспечения его конвертируемости и проведения денежной реформы.

Банковская политика
Линия Центрального банка России на протяжении последнего года была последовательной проинфляционной, привела к формированию масштаб­ной системы мелких коммерческих банков, подавляющее большинство кото­рых было бы признано неликвидными и закрыто в любой развитой капиталис­тической стране. Система цивилизованного банковского контроля за их деятельностью не сформирована. Произвольные маневры с нормой резерви­рования и распределения дешевых кредитов объективно становятся источни­ком коррупции. Система автоматического кредитования коммерческих бан­ков Центральным банком порождает полную финансовую безответственность. Необходимо срочно унифицировать резервные требования, существенно по­высить ставку процента по кредитам Центрального банка, организационно и технически обеспечит изменение механизма расчетов, исключающие авто­матизм кредитования. Параллельно, в тесном взаимодействии с экспертами Мирового банка должна быть начата работа по реструктуризации системы коммерческих банков, формировании эффективной системы банковского конт­роля.

Денежная политика
В ближайшей перспективе добиться формирования на межреспубликанс­кой основе банковских органов, способных взять на себя ответственность за проведение последовательной политики и неизбежно связанные с ней социальные издержки (закрытие предприятий, рост безработицы и т.д.) представляется невозможным. В этой ситуации введение российской рес­публиканской валюты становится необходимым условием стабилизации эко­номики. Институциональная денежная реформа – технически сложное и до­рогостоящее мероприятие. Срок, требуемый для ее подготовки – не менее 9 месяцев.

В порядке ее подготовки необходимо установить российский контроль за расположенными на ее территории предприятиями Госзнака СССР, выде­лить необходимые для завершения их реконструкции валютные ресурсы (около 50 млн.долларов США), разместить на них заказ на печатание но­вых российских банкнот (предельно упрощенный вариант). Параллельно придется начать перестройку механизма расчетов с другими республиками (перевод на корреспондентские счета), технически подготовить механизм обмена денег (порядок и масштабы конверсии союзных денег в российские, категории граждан, имеющие право на обмен по официальному курсу, поря­док регулирования межреспубликанских денежных трансфертов в период, предшествующий денежной реформе, масштабы и порядок предоставления союзным республикам кредитов для обеспечения текущих платежей, создание инфраструктуры обмена республиканских валют по плавающему курсу и т.д.).
Если удастся договориться с другими республиками (в первую оче­редь с Украиной) о координации действий по введению республиканских валют по плавающему курсу и т.д.).

Поддержание стабильности новых российских денег предполагает:
- предшествующее устранение основных диспропорций в области фи­нансовых потоков. Если в период между либерализацией цен и институцио­нальной денежной реформой такие диспропорции будут воспроизведены, ее придется сочетать с дополнительными мерами по сокращению бюджетного финансирования дотаций и субсидий;
- сокращение в ходе реформ отношения денежной массы к объему ва­лового национального продукта до уровня, характерного для конца 70-х начала 80-х годов;
- введение внутренней конвертируемости рубля, поддержание устой­чивости его фиксированного курса после резкой девальвации (до уровня 70-80% свободного рыночного курса перед реформой).

Обеспечение конвертируемости рубля, совпадающее по времени с де­нежной реформой, важно не только как создание номинального регулятора антиинфляционной политики (в этой роли в условиях закрытой экономики она будет сравнительно малоэффективной), но и в первую очередь для облегчения межреспубликанских расчетов. Вопрос о выборе курса нового рубля к доллару – одна из наиболее сложных технических проблем предс­тоящей стабилизации. Его придется решать исходя из динамики номиналь­ной заработной платы после размораживания цен и возможностей создания валютных резервов.

Приватизация
Популистские принципы – бесплатное распределение государственной собственности среди населения с помощью именных инвестиционных счетов и увлечение льготной продажей акций предприятий их работникам, зало­женные в законе РСФСР о приватизации, в предверии стабилизации эконо­мики и серьезной экономической реформы неуместны. Придется приоста­новить реализацию нормативных актов, принятых во исполнение этого за­кона . Необходимо привлечь ведущие западные банки к организации про­цесса приватизации на постоянной основе. Особенно важно привлечение иностранного капитала к так называемой «большой приватизации» – прива­тизации крупных государственных предприятий.

В течение 6-9 месяцев необходимо начать широкое акционирование крупных государственных предприятий и параллельно через Фонд государс­твенных имуществ начать массовую продажу акций физическим лицам и частным компаниям. "Малая приватизация" в сфере торговли и услуг, а также небольших промышленных предприятий должна быть проведена в крат­чайшие сроки.

В рамках программ технической помощи необходимо привлечь иност­ранных экспертов к разработке и реализации механизмов регулирования приватизации жилья. Продажа недвижимости и жилья государственными орга­низациями иностранным фирмам и совместным предприятиям должна осущест­вляться исключительно на основе открытых конкурсов.

Инвестиционная и структурная политика
В условиях резкого сокращения инвестиций (как централизованных, так и децентрализованных), ограниченные инвестиционные ресурсы респуб­лики должны быть сконцентрированы на развитии производства тех видов продукции, по которым велика зависимость от поставок из других респуб­лик и по которым отсутствуют эффективные возможности замены импортом.

Централизованные инвестиции необходимо также сосредоточить в тех отраслях инфраструктуры, где «узкие места» имеют хронический и легко идентифицируемый характер. Специальные антикризисные программы должны быть разработаны для регионов, в которых будет устойчиво сокращаться (оборонные производства, инвестиционное машиностроение). Такие прог­раммы должны включать организацию некапиталоемких рабочих мест (об­щественные работы), а также поддержку малого предпринимательства.

Текущие задачи жизнеобеспечения в зимних условиях
В ближайшие месяцы центр тяжести в жизнеобеспечении неизбежно па­дает на административно-организационные меры. Учитывая глубину эконо­мического кризиса, важно предельно ограничить круг задач, которые мож­но решать, опираясь на механизмы государственной- власти. Это, в первую очередь, обеспечение надежного теплоснабжения и обеспечение населения продовольстви­ем.

В этой связи необходимо:
- создать условия для свободной закупки и продажи продовольствия любыми магазинами и частными лицами (с открытием расчетных счетов в банках, разрешением торговли на улицах и т.п.), поощрять закупку у фермеров и частных производителей продовольствия;
- развернуть оказание продовольственной помощи на основе системы продовольственных купонов;
- проверить состояние военно-мобилизационного планирования, предусмотренных им систем организационного обеспечения снабжения населения в экстремальных условиях, управления движением товаропотоков, состояние государственных резервов. Привести их в готовность к использованию при неблагоприятном развитии ситуации. Сконцентрировать часть продовольственных ресурсов, получаемых в рамках международной помощи, на военных складах, создав возможности оперативного маневра и их пере­распределения в те регионы, где положение может стать действительно критическим (по всей видимости, Урал, Восточная Сибирь, Северное Поволжье);
- составить и довести графики отключения производств при низких температурах, перераспределения энергии на нужды жилищно-бытового хозяйства и жизнеобеспечивающих производств.
Tags: Илларионов, документы, реформы 1992
Subscribe

  • К годовщине Приказа НКВД СССР от 30 июля 1937 года

    Юрий Пашолок. Кочующая гаубица по-советски. "... вариант с 76-мм пушкой стал обозначаться как СУ-5-1, вариант со 122-мм гаубицей стал СУ-5-2, а…

  • (no subject)

    К посту. В принципе, читать Бивора не особо осмысленное занятие, но если уж, то за некоторые моменты глаз цепляется. Он пишет, что 1944 году…

  • (no subject)

    "Расхожее недоразумение: "В рассуждениях о науке нет места авторитетам". "Так сказать можно, но важно это правильно понимать". Рациональный смысл тут…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments