Когда в Ялте делили мир, то по понятным соображениям Западное полушарие не трогали. Все прекрасно понимали, что Латинская Америка - зона интересов США. Кубинская революция, стремительный переход ее в марксистскую, поставки советского оружия, появившиеся советские и чешские специалисты показали США хрупкость господства в Новом свете. Латинская Америка бедна, и так подвержена экспансии левых идей, а тут еще начинается активная кубинская помощь разного рода повстанческим и революционным движениям. Кубинские товарищи просят советских коллег оказать в этом деле активную помощь, а пока занимаются подготовкой борцов самостоятельно. После пика Карибского кризиса представитель Кеннеди Макклой назовет в переговорах с Микояном Кубу "очагом инфекции".
После неудачи высадки заливе Кочинос Кеннеди санкционировал операцию "Мангуста" по свержению Кастро, но дело явно не движется, на момент, когда должны были подводиться промежуточные итоги - июль 1962 года - фиксируется неудача тайных операций. Альтернатива тайным операциям - вторжение вооруженных сил. Все планы давно разработаны, нет только политического решения. Кеннеди выжидает, но для него есть важная дата решения проблемы - промежуточные выборы в Сенат и Палату представителей в ноябре.
Летом 1962 года в разговоре с зятем Хрущева Аджубеем Кеннеди проводит аналогию Венгрия - Куба, в том контексте, что США не стали вмешиваться в венгерские события в 1956 году, вот и Куба не проблема СССР. В ответ Кеннеди получает высказывание о воле кубинского народа. Понимания особых интересов США у СССР нет.
10 августа 1962 года (месяц начала отгрузок на суда в рамках операции "Анадырь) шеф ЦРУ Маккоун озвучит на заседании Особой группы (по Кубе) озвучит свои предположения (а скорее - агентурные данные), что СССР начал размещение на Кубе баллистических ракет. Доказательств у Маккоуна пока нет (и быть не может), но важно тут вот следующее. Маккоун требует вторжения на Кубу. Он настаивает на том, что Куба исключительно важна. Он предлагает забыть о Берлине, вывести ракеты из Турции, но на Кубу надо вторгнуться.
Цитата от 21 августа 1961 года: "По моему убеждению, - Куба - это ключ ко всей Латинской Америке. Если Куба выиграет, то можно ожидать, что падет вся Латинская Америка".
Вот и после завершения активной фазы кризиса в диалоге с Микояном Кеннеди помимо споров и пикировок по другим вопросам развертывает имперскую точку зрения:

немного далее



Вот еще одно поле на котором играл Никита Сергеевич помимо Берлина, помимо попытки выравнивания баланса по стратегическим ядерным вооружениям.
И именно проиграв в ситуации с Кубой, США пошли по пути переворотов в Латинской Америке. Как раз недавно стало известно о пленках на которых Кеннеди в 1963 году за несколько недель до своего убийства планировал переворот в Бразилии и интересовался, можно ли устроить в Бразилию военное вторжение. Обошлось всего лишь переворотом в 1964 году. Потом будут и другие.
А вот если бы, сложись ситуация иначе, на Кубе была бы мощная база ВМФ СССР, серьезная военная база, а главное, воля для вмешательства - судьба континента, гладишь и мира, могла сложиться иначе.