Размышления с обвинительным уклоном (jim_garrison) wrote,
Размышления с обвинительным уклоном
jim_garrison

Categories:

Илларионов о правительстве Гайдара в 1992 году

В продолжение темы (см. тут и тут) о Е.Т. Гайдаре. Из интервью Илларионова "Континенту":      От времени Советского Союза Гайдар унаследовал весьма разбалансированную финансовую систему. Во второй половине 1980-х годов бюджетный дефицит вырос с примерно 2% ВВП в 1985 году до 8% в 1990 году. В 1991 году он, очевидно, вырос до 12 % ВВП. Говорю «очевидно», потому что официальные цифры назвать невозможно, так как окончательные обороты по государственным финансам 1991 года так и не были проведены. Не были проведены они по распоряжению Гайдара, бывшего тогда вице-премьером и министром финансов России. Поэтому, строго говоря, мы так и не знаем, как закончился Советский Союз в финансовом отношении. Все, что есть сегодня, — это оценки. Более или менее точные, но — оценки. И, видимо, теперь мы уже никогда и не узнаем, какими были по официальной отчетности доходы и расходы СССР в последний год его существования.    Задача, какая стояла бы перед любым правительством, оказавшимся в ситуации бюджетного кризиса, была очевидной — сократить бюджетный дефицит, добиться финансовой и макроэкономической стабилизации. Задача эта в течение нескольких лет до ноября 1991 года многократно обсуждалась на семинарах нашего экономического кружка. На эту тему было подготовлено немало докладов, написаны статьи, некоторые из них были опубликованы в журнале «Коммунист», редактором экономического отдела которого был Егор Гайдар. В отличие от Г. Явлинского, Е. Гайдар постоянно говорил о необходимости достижения финансовой стабилизации.    И вот он становится министром финансов страны, вице-премьером, а затем де-факто руководителем Правительства России. Что происходит с бюджетным дефицитом? В 1992 году он вырастает почти до 32% ВВП. Тридцать два процента ВВП — цифра немыслимая для государственных финансов мирного времени. В истории, похоже, нет других примеров, когда в мирных условиях наблюдался бы бюджетный дефицит такого размера. Удельный вес государственных расходов в ВВП, даже при Н. Рыжкове и В. Павлове находившийся на уровне 52 — 55%, в 1992 году при Гайдаре подпрыгнул до 71% ВВП. При одновременном падении государственных доходов до 39% ВВП образовалась гигантская дыра бюджетного дефицита, профинансировать которую никаким иным образом, кроме печатного станка, было невозможно.    Поэтому неизбежными стали указания правительства Центральному банку кредитовать и Российское правительство, и правительства государств рублевой зоны. ЦБ находился тогда в подчинении правительства, и решение об эмиссии необеспеченных денег принимало именно правительство. Темпы прироста денежной массы достигли 25% в месяц уже в июне 1992 года — еще до прихода в Центробанк Виктора Геращенко. Придя в банк, Геращенко, правда, поддержал такую политику. Но объективности ради надо признать: начал ее все-таки не он — начал ее Гайдар. И за катастрофическую финансовую дестабилизацию 1992 года, увы, ответственность несет тоже Гайдар и гайдаровское правительство.    Если денежная масса растет на 25% ежемесячно, то неизбежным результатом становится и 25%-я инфляция. Временной лаг между денежной эмиссией и инфляцией в России 1992 года составлял четыре месяца. Поэтому с уровня в чуть более 8% в августе инфляция поднялась до почти 12% в сентябре 1992 года и 23% в октябре. В последующие четыре месяца она устойчиво держалась на уровне 25% в месяц. Из обсуждения в ЖЖ Илларионов: 1. <Я с уважением отношусь к авторам, которых Вы процитировали, но в данном случае их ошибка очевидна.> В моем интервью речь идет о решении, принятом Б.Ельциным в июле 1992 г. (назначение Геращенко председателем ЦБ - J.G.), а не в сентябре 1993 г. Моя ошибка - не в дате этого решения, а в его названии. Это был не указ президента, а представление президента, позже утвержденное Верховным Советом. До кризиса сентября-октября 1993 г. президент России не назначал руководителя Центального банка, а лишь представлял кандидата на его утверждение Верховным Советом. Отставка Матюхина была инициирована правительством РФ. Матюхин сопротивлялся давлению со стороны правительства в течение нескольких месяцев. Однако в июне к давлению правительства присоединился Хасбулатов. Матюхин был вынужден подать в отставку. Когда встала речь о кандидате на пост ЦБ, на совещании в правительстве РФ была поддержана кандидатура Б.Федорова. Тем не менее Гайдар рекомендовал Ельцину предложить Геращенко. Ельцин выполнил пожелание Гайдара, и Геращенко был утвержден Верховным советом. 2. <Что же касается темпов прироста денежной массы, то этот показатель для 1992 года можно отследить по месяцам, чтобы не возникало сомнений, что с приходом Геращенко данный показатель резко пошел вверх.> Темпы прироста денежной массы по месяцам 1992 г. (месяц к месяцу), %: Январь 12,3 Февраль 11,9 Март 13,8 Апрель 9,9 Май 9,0 Июнь 27,5 Июль 27,5 Август 28,3 Сентябрь31,9 Октябрь 26,7 Геращенко был назначен и.о. Председателя ЦБ 17 июля 1992 г. Резкое изменение денежной политики произошло в июне 1992 г. в результате давления со стороны российского правительства (Гайдара), требовавшего увеличения кредитования бюджетных расходов со стороны ЦБ. Матюхин сопротивлялся, однако перед угрозой возможной отставки вынужден был уступить. ЦБ проводил новую политику в течение полутора месяцев до прихода Геращенко. Геращенко продолжил политику, начатую до него, не внося в нее принципиальных изменений до ноября 1992 г. 3. <Неверны также обвинения правительства в в принятии решений об эмиссии необеспеченных денег - в тот период Центробанк подчинялся Верховному Совету.> Реальная практика 1992 г. была несколько иной. Правительство принимало решения о финансировании новых расходов. На основании этих решений правительство обращалось с письмами в ЦБ с просьбой о выделении кредитов. В январе-мае ЦБ выполнял эти просьбы с большой неохотой и задержками. С июня 1992 г. просьбы правительства выполнялись автоматически. В первой половине 1992 г. роль Верховного Совета в проведении денежной политики ЦБ была незначительной, в любом случае намного менее существенной, чем правительства. ...Допускаю, что не знаю всего, но возможности Гайдара в июне-июле 1992 г. были колоссальными. Ни о каких компромиссах с ВС речи не было. Утверждения, будто бы в начале лета 1992 г. с ВС надо было идти на какие-то компромиссы - миф. Еще в ноябре 1991 г. Ельцину были даны де-факто диктаторские полномочия по проведению экономических реформ на год - до ноября 1992 г. Только что - в апреле 1992 г. - правительство ушло со Съезда депутатов, и страна поддержала правительство. В конце июня Гайдар был назначен и.о. премьера. Он мог бы быть предложен ВС и в качестве премьера. Лишь в последний момент Чубайс отговорил Ельцина от этого шага. Тем не менее самый популярный термин для описания реального статуса Гайдара того времени на английском - economic tzar. ..
Tags: Гайдар, Илларионов, реформы 1992
Subscribe

  • (no subject)

    Марк Семенович дилетантствуют в новой сфере, видимо, решив что-то повыдаивать из общеизвестного факта американской ядерной монополии, а затем…

  • (no subject)

    Джереми Шапиро, Ник Уитни (Foreign Affairs): заблуждения глобальной Британии. Лондону придется привыкнуть к жизни средней державы. ... Подписав,…

  • Симбиоз ценностей

    В СССР по сравнению с мировыми ценами, то есть ценами мирового капиталистического рынка, и даже в сравнении со "странами народной демократии", были…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments