Размышления с обвинительным уклоном (jim_garrison) wrote,
Размышления с обвинительным уклоном
jim_garrison

Categories:

Как куется перемога

Не будь текста в сети, сделав небольшие правки, можно было бы использовать это описание как загадку.
Это Эрик Фогелен транслирует описание врага пуритан об их тактике:

"Для продвижения своего «дела» человек начинает во всеуслышание толпы подвергать жестокой критике общественные пороки, и, прежде всего, поведение правящих классов. Периодическое повторение этого представления вызовет у слушателей впечатление, что ораторы, должно быть, люди выдающейся честности, ревности и святости, потому что только очень хорошие люди могут быть столь глубоко оскорблены злом. На следующем этапе вся злоба толпы концентрируется на существующем правительстве. Это достигается приписыванием действию или бездействию правительства всех недостатков и развращенности, какие существуют в мире благодаря человеческой слабости. Благодаря такому вменению зла конкретной институции, ораторы доказывают свою мудрость перед лицом простых людей, которые сами никогда бы не додумались о такой связи между всемирным злом и правительством. В то же время ораторы указывают на конкретную цель революционной атаки, которую следует уничтожить, если мы хотим удалить зло из этого мира. После такой подготовки приходит время предложить новую форму правления в качестве совершеннейшего лекарства от всех бед. Люди, охваченные недовольством и отвращением к существующему порядку вещей, достаточно безумны, чтобы вообразить себе, что что-либо столь горячо им рекомендуемое может им помочь, и более всего они доверяют тому, о чем менее всего имеют представление.
Если движение, как, например, пуританство, опирается на авторитет какого-либо письменного источника, его вожди должны так сформировать мнение и представление людей, чтобы последователи автоматически связывали слова Писания со своим учением, какой бы безосновательной такая ассоциация не была. Вожди должны добиться аналогичного автоматизма относительно тех слов Писания, которые несовместимы с их доктриной. Здесь необходимо достичь полной слепоты адептов. Затем наступает решающий этап в консолидации гностического отношения к миру, когда удается убедить доверчивых людей, предрасположенных к вышеуказанным ошибкам, что, благодаря особому просвещению Святого Духа, они знают то, что другие, читая, не понимают. Адепты ощущают себя избранными. Это переживание порождает полный разрыв между ними и остальным миром, и в результате человечество оказывается разделенным на «братьев» и «мирских».
Когда гностическое (Фогелен использует термин "гностицизм" в не традиционном, а собственном понимании, это предмет для отдельного разговора, тут в традиционном понимании речь скорее шла бы о хилиазме - J.G.) переживание оказывается консолидированным, социальный сырой материал готов для употребления на практике со стороны лидера. Хукер продолжает, что эти люди предпочитают общество себе подобных всему остальному миру, и они добровольно принимают указания и направления со стороны своих наставников. Они оставят в пренебрежении свои дела, посвятят все свободное время служению «делу», и они окажут щедрую материальную помощь вождям движения. Особенно важную роль в формировании подобных сообществ играют женщины, поскольку они не столь рассудительны и они эмоционально влияемы. Через них легко воздействовать на мужей, детей, слуг и друзей. Женщины более, нежели мужчины, расположены к тому, чтобы служить информаторами относительно настроения в своем кругу, и более щедры в своих пожертвованиях.
Как только образовалось сообщество такого типа, его трудно, если не невозможно, расколоть никаким убеждением. Хукер пишет: «Допустим, человек других убеждений начнет убеждать их, но они закрывают уши, к его аргументам не прислушиваются и на все его слова он слышит повторение слов ап. Иоанна: «Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; а вы от мира, потому и говорите по-мирски, и мир, к которому вы принадлежите, слушает вас». Они неуязвимы для любых аргументов, и все их ответы хорошо выучены. Скажите им, что они не могут быть судьями в сложных богословских вопросах, и они вам ответят: «Бог избрал простых». Убедительно докажите им, что они говорят глупости, и вы услышите: «Самих Христовых Апостолов называли безумными». Лишь пригрозите им самыми мягкими наказаниями, и они станут распространяться о жестокости кровожадных людей и примут вид невинности преследуемой за истину». Короче говоря: эта позиция психологически непоколебима и неуязвима для любых аргументов".

Tags: Фёгелен, политические технологии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments