Размышления с обвинительным уклоном (jim_garrison) wrote,
Размышления с обвинительным уклоном
jim_garrison

Categories:

Фантастическое

Финальная речь Гулли Фойла целиком посвящена проблеме достоинства человека в гностическом мире. то есть гулливер живет в мире, где реально существуют избранное талантливое и прекрасное меньшинство и отверженное тупое бессмысленное некрасивое большинство, оруэлловские пролы. Эти низшие - без культуры, без самосознания, без ума, их надо вести, направлять, управлять ими, решать за них. Они сами не могут даже придумать себе правил поведения в простейших случаях, они могут только пользоваться чужими идеями, идти как стадо за сильным волевым лидером, они ни на что не влияют, ничего не значат, а прекрасные гении должны их пасти, править ими, самодурствовать немного, но всё для их же блага.

Вот против этого устройства мироздания Гулливер и восстает. Он кричит проклятия Богу христиан, но на самом деле он проклинает того, кто создал мир вот таким, с низшей расой, без свободы. Он требует от людей не подчиняться этому поярдку, думать самим, делать свою жизнь самим, не полагаться на тайные элиты, брать жизнь в свои руки. В мире с христианским мироустройством жизнь кадого в его руках, зависит только от него, каждый свободен. В мире же Гулливера Фойла это не так, и потому его бунт имеет совсем другой смысл, антихристианский по форме, он является христианским по сути, что и является главным достоинством рассмотренного романа и еще одним подтверждением того, что даже либеральная душа по природе христианка.
Отсель.

Читал Бестера "Тигр!Тигр" очень давно и тогда точно не интересовался гностической проблематикой, посему ничего по поводу обоснованности с фактической точки зрения сказать не могу. Однако ж гностика в политике явление довольно любопытное и часто искажаемое с самыми разными целями. На примере того же Фогелена можно кое-чего показать.

Оттуда же: "Квазирелигия, возникшая из науки, и квазисекта, возникшая из потомков бывших ученых, тоже появлялись не раз, по этому поводу некоторые рекомендуют "Анафем" Стивенсона..."
А вот это совершенно не так. Совсем.
Авторская концепция "Анафема" исходит из того, что существует цепь миров, каждый из которых в цепочке является платновским миром идей для следующего (нижестоящего) другого. Нижестоящий, соответственно, чуть более испорченный вариант вышестоящего. Так вот наш с христианством, Церковью искаженный вариант другого, более правильного (помимо ... гхм ... "вертикали" миров, там есть еще и их "горизонталь", но это другой вопрос). Соответственно земная Церковь, монастырь и пр. искажение более правильно формы того, что есть в "Анафеме". Монах-ученый, монастырь теоретиков нечто более близкое идеалу, чем христианские монах и монастырь в нашем мире.
Кстати само по себе устройство монастыря, заложенные смыслы Стивенсоном показаны очень хорошо.
Tags: Стивенсон, гностицизм, литература, фантастика
Subscribe

  • Дела плагиатные из "Хромой судьбы"

    Михеич осведомился, известно ли мне о конфликте между Олегом Орешиным и Семеном Колесниченко. Мне потребовалось несколько секунд, чтобы…

  • (no subject)

    Со всех сторон их убеждали, что они самые лучшие, самые честные, самые прогрессивные, самые умные, – и они верили в это и были счастливы тем…

  • (no subject)

    А никто еще не сравнил атаки на вышки 5G и атаки на башни ПБЗ в "Обитаемом острове"? Развернуть-то можно двояко. Богатая аналогия.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Дела плагиатные из "Хромой судьбы"

    Михеич осведомился, известно ли мне о конфликте между Олегом Орешиным и Семеном Колесниченко. Мне потребовалось несколько секунд, чтобы…

  • (no subject)

    Со всех сторон их убеждали, что они самые лучшие, самые честные, самые прогрессивные, самые умные, – и они верили в это и были счастливы тем…

  • (no subject)

    А никто еще не сравнил атаки на вышки 5G и атаки на башни ПБЗ в "Обитаемом острове"? Развернуть-то можно двояко. Богатая аналогия.