Размышления с обвинительным уклоном (jim_garrison) wrote,
Размышления с обвинительным уклоном
jim_garrison

Categories:

Спасая Украину: Дарон Асемоглу в бою.

Лучшие силы прогрессивное человечество бросает на экономическое спасение Украины.
Ниже программная статья группы авторов во главе со знаменитым Асемоглу (гуглоперевод статьи).
Несколько, правда, должно насторожить реципиента интеллектуальной помощи, что рядышком там Андерс Аслунд, а того рецепты всегда одинаковы.

Авторы пишут о 200 млрд грн реального дефицита (госбюджет и "Нафтогаз") госрасходов в 2014 году, который "в значительной мере покрывается эмиссией". При том, что доходы бюджета в законе о бюджете обозначены в 377 млрд грн, реально дефицит больше трети госрасходов и покрывается, как утверждается, "в значительной мере" эмиссией.
Соответственно авторы предлагают весьма бодро сократить госрасходы на 25%, а иначе международная финансовая помощь не пойдет, да и вообще гиперинфляция.
Они предлагают ликвидировать дефицит "Нафтогаза" - 7,5% ВВП (в 2013 году был 2% ВВП, это казалось так много, МВФ требовал убрать). Это и есть рост тарифов более, чем в 10 раз при том, что уже сейчас, украинцы бросают платить коммуналку, по данным за октябрь треть не оплачено.
Также 2-5% от ВВП авторы планируют получить экономя на ликвидации воровства при госзакупках.
Еще 4% ВВП за счет снижения повышенных пенсий.
Плюс 2% ВВП - убрать субсидии предприятиям.
Итого: 15,5-18,5% ВВП госрасходов убираются (или я не чего-то не понимаю, или не умею считать, или не умеют считать авторы, но усредненные 17% ВВП явно больше 25% расходов бюджета. Upd. Ах, да, им же надо еще повышать военные расходы до 3% ВВП, предыдущие годы расходы были в районе 1% ВВП, плюс еще что-то подобное).
Плюс правильное восстановление банковской системы и пр., а иначе развал экономики и невозможность противостоять российской агрессии.

Офигев от таких перспектив, власти чешут затылок: гиперинфляция или такое вот. Некоторые в список вариантов вносят еще и просто девальвацию, но это совсем маловероятно.

Upd. Абсолютно бухгалтерский подход у господ, кстати.
Upd.2. Что должен был бы сделать вменяемый человек, которого попросил решить эту задачу этими средствами? Он долен был бы ответить, что экономическими средствами в этих условиях задача не решается, решите сначала политические задачи, снимите военные риски и пр. Тут же люди с азартом решают экономическую задачу при заданных условиях.

---
Коаліційна угода та загроза кризи

Дарон Асемоглу, Андерс Аслунд, Олег Гаврилишин, Василь Калимон

Коалиционное соглашение, подписанное 21 ноября пятью политическими силами, существенный шаг к созданию правительства, которое сможет провести критически необходимые реформы...

...Однако коалиционное соглашение не дает ответа на угрозу финансового кризиса и выдается несовершенной, даже - даже неадекватным в ряде важных направлений.

Дефицит сектора государственного управления - бюджет, внебюджетные фонды и прогнозируемый на 2014 год дефицит "Нафтогаза" - составляет более 10% от ВВП, что требует годового объема заимствований на уровне 200 млрд грн.

Этот дефицит во многом покрывается денежной эмиссией Нацбанка, по которой увеличивается гривневая денежная база. В то же время объем государственного и гарантированного государством долга по результатам 2014 года, вероятно, превысит 70% от ВВП по сравнению с 40% в начале 2014 года.

При этом золотовалютные резервы НБУ упали до 12 млрд долл, а существенные внешние выплаты, которые ожидаются до конца 2014 года, заметно уменьшат и этот низкий уровень.

Гривна с начале 2014 года обесценилась на 50% до 15 грн за долл, а на "черном" рынке за доллар дают даже больше. НБУ ввел радикальные ограничительные меры на валютном рынке, объемы торгов на котором в результате заметно упали.

Многочисленные банки становятся неплатежеспособными и требуют финансовых вливаний от НБУ. Украина оказалась на грани финансовой катастрофы, которая может привести к дальнейшему стремительному обесцениванию гривны и появления предпосылок для гиперинфляции.

Хотя спровоцирована Россией война в Донбассе является важной причиной финансового кризиса, но значительная часть проблем возникла из-за действий и бездействия украинской власти. Общее снижение уровня деловой активности в регионе и потери в торговле с Россией привели к повсеместному экономического спада.

Длительные бои в Донецкой и Луганской привели к закрытию многих шахт, что вызвало необходимость импортировать уголь и ударило по золотовалютным резервам НБУ. Частичное закрытие металлургических комбинатов Донбасса привело к экспортных потерь и уменьшения валютных поступлений.

При этом требуются увеличения расходы на оборону, которые составляют лишь 1,5% от ВВП. На этом фоне субсидии, которые обеспечивает правительство, чтобы удерживать цены на газ для населения на неоправданно низких уровнях, составляют около 7,5% от ВВП.

Если нынешняя правительственная линия отсутствия существенных реформ сохранится, то возможность в дальнейшем занимать за рубежом станет призрачной. Кредит на 17 млрд долл, на который претендует Украина в рамках соглашения с МВФ, можно получить только при условии проведения существенных изменений, особенно в отношении коррупции и государственного управления.

Этот заем требует достижения целевых показателей по уровню бюджетного дефицита и государственного долга, реформы банковского сектора. Украина по соглашению с МВФ получила лишь 4,2 млрд долларов, а выделение следующих траншей, которые должны были поступить до конца 2014 года, до сих пор находится под вопросом.

Учитывая жесткость основных критериев финансовой стабильности, выполнение которых необходимо для получения следующих частей кредита, способность Украины достичь их все чаще вызывает сомнения.

Хотя состоялось публичное обсуждение возможности увеличить финансирование со стороны фонда на 19 млрд долларов, однако эта сумма еще не доступна. Ее предложат, если стране не будет глубоких и всеобъемлющих реформ.

Аналогично, займы, предложенные другими донорами, например США, ЕС, Всемирным банком и ЕБРР, будут недоступны любых существенных суммах за нынешнего состояния дел. Надежды на новый "План Маршалла" для Украины невозможно воплотить в жизнь без реальных усилий правительства в направлении реформ.

Единственный путь для Украины избежать финансового обвала - провести глубокие и всеобъемлющие преобразования, начиная с резкого сокращения бюджетных расходов на 25%, чтобы уменьшить огромный дефицит.

Этого можно достичь с помощью либерализации цен на газ, обеспечение прозрачности в государственных закупках, реформирования пенсионных выплат, отмены субсидий предприятиям и эффективной реструктуризации банковского сектора.

Ликвидация газовых субсидий поможет сэкономить 7,5% от ВВП, устранить ключевой источник коррупции и уменьшить зависимость страны от поставок российского газа.

Установление одинаковых для всех рыночных цен на голубое топливо и полная реструктуризация "Нафтогаза" помогут энергетической отрасли превратиться из крупнейшего бремени для экономики в фактор независимости суверенной Украины.

Такие меры поощрят сбережения и диверсификации энергетических ресурсов, а также стимулировать развитие альтернативных источников их снабжения. При этом с помощью адресных социальных выплат реально защитить наиболее уязвимые части общества от негативного влияния повышения цен на газ.

Реформа государственных закупок, которая бы сделала их процесс прозрачным и устранила взяточничество, поможет сэкономить 2-5% от ВВП. Это изменение также позволит не только уменьшить бремя бюджетного дефицита, но и снизить общий уровень коррупции.

Правильно выписаны условия проведения конкурсных торгов увеличат эффективность государственных закупок. Это касается и расходов на оборонные цели, на которых также зарабатывают коррупционеры, используя различные схемы.

Пенсионная реформа важна, потому что нынешняя система предусматривает непомерные пенсионные расходы - 17% от ВВП. Очевидно, что минимальные и наиболее распространенные уровне пенсий являются неадекватными и загоняют бедных в нищету. Однако в Украине есть немало привилегированных пенсионных выплат слишком больших размеров.

Нивелирования этих избыточных социальных выплат сэкономит 4% от ВВП. Такие сокращения могут обеспечить больше гибкости государственным финансам.

Также существует ряд субсидий предприятиям, довольно затратных для бюджета, которые в действительности являются лишь методом государственного финансирования конкретных олигархов.

Указанные субсидии существуют в угольной отрасли, в форме привилегированного доступа к рынку электроэнергии и других государственных услуг. Устранив эти льготы, бюджет может сэкономить 2% от ВВП. Опять-таки, подобные субсидии только создают лишние расходы для государства и подпитывают коррупционное влияние олигархических компаний.

Наконец, реструктуризацию банковского сектора следует сделать так, чтобы уменьшить бремя рекапитализации для госбюджета и НБУ. Понятно, что банки нуждаются в поддержке ликвидностью со стороны НБУ, но также очевидно, что рефинансирование проводится без надлежащего контроля за использованием полученных средств.

Многие банки являются неплатежеспособными, поэтому их не следует поддерживать. Кроме того, системно важные учреждения следует поддерживать с помощью инструментов, которые в значительной степени финансировали нынешние владельцы банков, чтобы вмешательство государства было наименее затратным и максимально эффективным.

Любое правительство, не сможет адекватно ответить на вызовы финансового кризиса, понемногу поражает Украина, подорвет жизнеспособность страны и ее способность противостоять российской агрессии.

Развал экономики приведет к тому, что перспективы правительства удержать контроль над страной существенно ухудшатся, и нового Майдана, часто упоминавшегося активистами, будет трудно избежать.
Tags: экономика евромайдана
Subscribe

  • (no subject)

    Иван Лавриненко. Кровавый сочельник люфтваффе "... за ночь техники сумели заштопать часть повреждённых накануне в схватках машин и отремонтировать…

  • Шифротелеграмма Майского из Лондона 23 мая 1940 года

    Вроде как относительно недавно опубликованная депеша Майского из Лондона от 23 мая 1940 года (получена уже 24-го). Описание ситуации в…

  • (no subject)

    Что такое догматизм: Спустя 22 года после описываемых событий, П.Н.Чекмазов, в 1964 году генерал-майор в отставке, написал: "...В получаемых…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments