Размышления с обвинительным уклоном (jim_garrison) wrote,
Размышления с обвинительным уклоном
jim_garrison

Categories:

A Serious Man

Про что этот фильм братьев Коэнов? Рецензенты видят там то, что попало. Как правило то, что сидит в самих рецензентах. Кто-то бытописание маленького человека, кто-то духовные искания, кто-то сборник еврейских анекдотов, кто-то высмеивание антисемитских мифов или культурологическое исследование. Сами братья, похоже, сознательно общественность дезинформируют и издеваются над оной.

У меня складывается ощущение, что братья снимают постоянно один и тот же фильм. Ну, или серии сериала - катастрофы.
"Фарго", "Старикам тут не место", "После прочтения сжечь" - серии хроники, описывающей движение по наклонной. В "Фарго" есть норма и патология, и патология проигрывает норме. В "Старикам тут не место" норма уже проигрывает патологии, а герой (актер, обычно играющий в фильмах побеждающее добро) проигрывает и признает капитуляцию. В "После прочтения сжечь" среди бушуещего абсурда, идиотизма и аморальности остаются лишь маленькие остроки нормы, как ни странно, спецслужбы.

Очень уж явная прослеживается направленность, чтобы было можно ее игнорировать.



В "Серьезном человеке" действие происходит в 1967 году. На главного героя - Ларри Гопника - отца семейства, преподавателя физики в провинциальном университете и добропорядочного члена еврейской общины обрушивается поток бытовых, личных, профессиональных бед. Пишут анонимки в комитет по контрактам, непосредственно перед решением о том заключать с ним контракт или нет. Сосед оттяпывает кусок газона. Жена неожидано объявляет о разводе и фактически выгоняет его из дому, разбита в аварии машина. Соперник, на котором собирается жениться жена после развода умер, по совпадению попав одновременно в аварию, а Гопник по настоянию жены должен оплатить похороны и участвовать в ритуалах. Дети отбились от рук, брат - неудачник живет с ним, обвиняется полицией в педофилии. На его глазах Гопника умирает адвокат, занимающийся его земельным спором, жена снимает все деньги с общего счета, дома деньги воруют из кошелька...

В отчаянье герой ходит по раввинам, но ни утешения, ни разъяснения 

Хронологически все эти беды  начинаются с того, что студент - кореец пытается дать взятку за оценку, которая позволит ему получать стипендию, а главное, избежать унижения. Незаметно оставленный конверт с деньгами так и лежит в кабинете у Гопника, который грозится отдать его руководству вместе со своими подозрениями, но отдает т.к. боится иска о диффамации, который ему пообещал отец студента.

Неожидано луч света: сын хорошо проходит обряд бар-мицвы (превдварительно укурившись марихуаной), умиленная жена  смягчается, контракт с Гопником заключают. Но перебирая на работе почту, он обнаруживает счет на 3 тысячи долларов от адвокатской конторы, в которую обращалась жена по поводу развода. Денег нет. Настаивать на самостоятельной оплате женой этого счета, Гопник не решается. (поправили меня, ошибся, счет был за брата). И, чтобы спасти свое призрачное семейное благополучие, достает конверт со взяткой. Затем журнале переправляет оценку студенту - корейцу на "проходную".

Сразу после совершенно чудовищный смерч надвигается на город, а Гопнику звонит врач и просит срочно приехать обсудить рентгеновские снимки, на чем фильм и заканчивается.

Так о чем фильм? Есть мнение, что Коэны пишут символами:
 

Для не уловившей этого нюанса части зрителей поясню, в чём состоял Поступок. Исправление F на C (оценки) — (то есть вава на гимел, пятницы на вторник, шестёрки на троицу) есть весьма конкретное деяние в той самой еврейской мистике, с которой начинается действие фильма. Так поступали шабтай-цвиники, франкисты и прочие еврейские сатанисты со свитком в мезузе: нарочно вносили ошибки в текст молитвы, отчего благословение дома превращалось в прибитое к его двери проклятие.
Зачем они это делали? А затем, что Конец Света может наступить в одном из двух случаев. Если все евреи мира станут вдруг исполнять заповеди, или наоборот, дружно и всенародно их нарушат. Поскольку в первый вариант цвиникам поверить не удавалось, они вносили посильную лепту в достижение второго. Катастрофа и есть тот самый Конец Света, приближенный фокусами со священным текстом. Отсель.
 

Что тогда получается? Получается Катастрофа и Конец Света, которую приблизил, сделал неотвратимой интеллектуал, продав свое профессиональное призвание. Из фильма видно, что он в общем-то тряпка, слизняк, но на кафедре он преображается, именно в качестве преподавателя физики он вызывает уважание. И вот все это, самую свою суть он предает в обмен на призрачное семейное благополучие. А поскольку он, очевидно, был последним, то Катастрофа стала разворачиваться сразу после.
Случилось это в 1967 году. А в виде грозовой бури приближался 1968 год, год иррациональных революций, потрясания основ, откуда и берет начало нынешнее положение дел.

P.S. Совершенно очевидно, что написанное о рецензентах "Серьезного человека" можно сказать и об авторе этого текста.

Upd. Интересное обсуждение http://gr-s.livejournal.com/698080.html
 


Tags: кино
Subscribe

  • (no subject)

    С учетом того, что Аранович снял, того, что прошло цензуру и попало в телевизор, словам Басилашвили доверяешь. Там и так почти все перестроечные…

  • (no subject)

    Самый впечатливший в свое время фрагмент в "Слуге народа".

  • (no subject)

    Псих https://www.kinopoisk.ru/series/1311065/ Хорошо снятый сериал, сильный. Рейтинг 7/10 здорово занижен. Бондарчук-младший, наконец, научился…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments