Размышления с обвинительным уклоном (jim_garrison) wrote,
Размышления с обвинительным уклоном
jim_garrison

Category:

Некоторые известные психологические эксперименты

Написали о некой реинкарнации эксперимента Милгрэма
"Французские телезрители стали участниками психологического эксперимента, целью которого было установить, насколько они внушаемы. Как сообщает Sky News, граждан пригласили на съемки пилотных выпусков телешоу под названием "Игра смерти". Смысл действа, по словам его мнимых организаторов, состоял в следующем: один из участников добровольно садился в специальное кресло - с подведенными к нему электродами.
Другой игрок получал в свое распоряжение кнопку, включающую ток. Сидящему в кресле задавался ряд вопросов. За каждый неправильный ответ второму участнику предлагали наказать отвечающего ударом тока, напряжение которого постоянно увеличивалось. При этом игрок с кнопкой имел право отказаться от участия в происходящем в любой момент.
Как рассказал Sky News организатор эксперимента Кристоф Ник, 80% участников программы пошли до конца, в итоге ударив другого игрока электричеством с напряжением 460 вольт. Актер, который изображал отвечающего (ни к какому току его, естественно, не подключали) после этого имитировал смерть. От включения тока игроков не удерживало даже то, что отвечающий отчаянно умолял их прекратить пытку. Указания телеведущей вкупе с поощрительными возгласами присутствовавших на "съемках" зрителей обычно брали верх.
Из 80 участников эксперимента только 16 отказались продолжить истязание. "

Собственно об эксперименте Милгрэма помимо научных работ можно узнать из американского документального фильма Obedience, в свое время показанного в программе "Очевидное невероятное" (фильм есть на ютубе и на торренте). Милгрэм, как известно, хотел провести серию экспериментов в Америке и Европе, чтобы проверить гипотезу об особой склонности немцев к подчинению, исследовать то,как могло получиться, что немцы выполняли бесчеловечные приказы в ходе Второй мировой войны, в концлагерях. Однако по результатам экспериментов, он пришел к выводу, что такая повинуемость свойственна и американцам, от экспериментов в Германии он отказался.
В отличе от французского телешоу в его экспериментах не было зрителей ("толпы"), которая подгоняла и одобряла действия экспериментуемого, никто не брал на себя ответственность. Просто руководитель эксперимента указывал на необходимость продолжать "наказывать". После установления того, что в люди в массе повинуются бесчеловечным приказам человека, котрый не обладает никакой властью, а только авторитетом науки, экспериментировали с видами и формами "авторитета". Руководитель эксперимента находился рядом или руководил по радио, дело происходило в престижном университете или на окраине города в неизвестном учреждении. Соответстенно несколько менялись и результаты.

Другой нашумевший эксперимент - Стенфордский тюремный эксперимент Зимбардо, когда тот разделил своих студентов на заключенных и охранников в тюрьме, после чего наблюдал над тем, как навязанные социальные роли трансформируют поведение людей. Как известно эксперимент пришлось прервать гораздо раньше, чем планировалось из-за резко выросшей агрессии и насилия, в фильме The Human behavior experiments (ютуб и торрент, немцами был снят неплохой художественный фильм по мотивам - "Эксперимент" )  Зимбардо рассказывает, что прервать эксперимент заставила его девушка, которая случайно заглянула и была поражена тем,  как изменились люди.
Этот же фильма рассказывет еще о ряде нашумевших случаев, в частности, немного о событиях в Абу Грейб, о случаях звонков завежения в США и попытках установить контроль над поведением по телефону.
Ключевой тезис Зимбардо, неоднакратно повторяющийся в фильме, заключается в том, что поведение людей определяется обстоятельствами в которые они попали.

Есть и известный отечественный документальный фильм Ф. Соболева "Я и другие" 1971 года (ютуб, торрент). В нем показано, что человек не вполне может полагаться на собственные ощущения, не всегда может точно оценить обстановку (эпизод с нападением), а следовательно зачастую вынужден полагаться на мнение окружающих. Вот и тут и заложена возможность манипуляции, когда часто можно убедить человека, что бабушка это дедушка и что белое это черное.

Некоторые замечания.

1. Методологические.
1.1.Известно разделение наук на естественные и социальные/гуманитарные. При всей условности и скепсиса относительно использования общего названия "наука" для столь разных способов получения знаний, будем следовать традиции.
1.2. Заметим, что Милгрэм использует естественнонаучный инструментарий: гипотеза, ка предположение, которое можно подтвердить или опровергнуть опытным путем + эксперимент, как средство проверки этой гипотезы. При этом на выходе он получает вероятностное знание. Не "все камни падают с ускорением 9,81м/с2", а "при таких-то обстоятельствах скорее всего примерно такая-то часть людей ведет себя так, а примерно такая-то так".
1.3. При этом считается, что Милгрэм доказал, что такая повинуемость свойствена природе человека в принцпипе, любого человека. Зимбардо прямо утверждает, что и фигуранты Абу Грейб и подопытные экспериментов ничем не отличаются от любых других людей, просто обстоятельства так сложились, что кто-то попал в такую ситуацию, а кто-то нет. Фактически это следование естественонаучной парадигме, что на мой взгляд неверно.

2. Антропология и идеология. 
ХХ век дал примеры массовой манипуляции людьми. Прежде всего со стороны фашизма. Гитлер в свою очередь восхищался эффектом союзнической пропаганды в первую мировую войну.
Это, а также научная фиксация манипулируемости и повинуемости, в значительной степени подорвали представления эпохи просвещения о человеке, которого стоит только освободить от оков, как он разовьет свои возможности.
Это в свою очередь в огромной степени актуализировало гностические конструкции и идеи разделения людей на виды (в самом деле, не все ведь "мучают человека до смерти" у Милгрэма, значит одни личности, настоящие люди, а другие малоценные материал). Эти идеи были в свою очередь перенесены в искусство и политическую идеологию и практику.


Tags: антропология, методология, политика, психология, социальные науки, эксперименты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments