Для менее развитых используется другой вариант: у нас огромная часть (по варианту: половина, бОльшая часть, две трети) экономики в тени, налоги не платят из-за больших ставок. Вот их надо понизить, произойдет детенизация и будет не падение, а рост поступлений.
Смотрим украинский пример.
Замминистра финансов Макеева в сентябре 2015 года:
"- ... Мы планируем сделать один налог с 1 января 2018 года, который будет 20%. Посмотрите, сейчас общая нагрузка на фонд заработной платы более 50%. Мы предлагаем ее со следующего года существенно уменьшить, а через 2 года и вовсе снизить до 20%. Это именно то, чего и хотел бизнес от налоговой реформы.
- Каким образом? Где вы найдете ресурсы за 2 года?
- У нас теневая экономика 60-70%. Мы все же очень надеемся на детенизацию по крайней мере части зарплатного фонда. Чем быстрее мы покажем результат бизнесу, тем быстрее появится доверие, которое как раз и нужно для детенизации экономики."
Источник: http://delo.ua/businessman/my-ne-verim-v-detenizaciju-s-pervogo-goda-zamministra-finansov-303404/?supdated_new=1465029864 © delo.ua
И как же идет процесс?
"если в 2014 году дефицит пенсионного фонда составлял 80 млрд грн и решался вопрос как покрыть, то было принято решение обложить налогом пенсии. Это дало 1 млрд 800 млн. Через год приняли решение снизить ставку единого социального взноса с 38 до 22%. После этого некоторые наши экономисты утверждали, что как только мы снизим ставку единого социального взноса, недобор средств перекроется (однако этого не произошло - прим.ред.)".
"То есть мы взяли 65 млрд грн и отдали крупному бизнесу, надеясь, что ему стыдно и он вернет через повышение заработных плат и уплате взносов в Пенсионный фонд. Этого не произошло. Мы сегодня оказались в ситуации, когда фактически назревает катастрофа с пенсионными выплатами, а именно с дефицитом пенсионного фонда ", - констатировал министр.
В принципе, в "банкротстве" Пенсионного фонда на самом деле ничего нового нет: он уже более 15 лет работает с дефицитом, который покрывается из госбюджета. Однако в 2016 году эта проблема действительно резко усугубилась после того, как власти решили резко (почти в 2 раза до 22%) снизить ЕСВ, за счет которого Пенсионный фонд и пополняется.
Расчет был на то, что предприниматели выведут зарплаты из тени, что компенсирует снижение поступлений, но этого не произошло.
http://strana.ua/articles/reconstruction/15015-pensionnyj-krizis-kak-pravitelstvo-planiruet-pokryvat-deficit-pensionnogo-fonda.html
Несогласием по такому "налоговому маневру" в числе прочего мотивировал свою отставку первый замминистра финансов Уманский, подробнее здесь.
Теперь МВФ требует сбалансировать бюджет и все пенсии собираются резать до минимального уровня, что органично сочетается с многократным ростом тарифов по коммунальным услугам, что должно привести успешному функционированию рынка в этой сфере. Обрезка пенсий зимой на фоне очередного роста тарифов на выходе даст сверхмертность.
Здесь интересно еще и то, что радикальное понижение ЕСВ местной неолиберальной общественностью было объявлено категорически недостаточным, а альтернативный проект налогового кодекса Южаниной радикально снижал еще и налоги. Расчет помимо детенизации был и на то, что инфляционный налог позволит не снизить номинальные траты бюджета при их реальном сокращении, бизнес расцветет и в тоге ... см. выше...
Получилась классическая ситуация с ложной альтернативой, когда экстремистски-популистский "проект Южаниной" позволил представить разумной и даже консервативно-недостаточной альтернативой фокус с ЕСВ.